Установлены причины крушения опытного военно-транспортного самолета Ил-112В, которое произошло в подмосковной Кубинке в середине августа. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на близкие к расследованию источники.
«Критическую ситуацию на борту спровоцировал пожар двигателя, но в неконтролируемый боковой крен, перешедший в опрокидывание, машина ушла из-за обрыва разрушенной огнем тяги правого элерона», – пишет издание.
Эксперты Минпромторга и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) определили, что технические неполадки начались с потери газодинамической устойчивости правого двигателя, после чего последовал помпаж – срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы. Он сопровождался хлопками и выбросами огня. Помпаж, вероятно, спровоцировал частичное разрушение турбины, а ее обломки, в свою очередь, могли перебить расположенные рядом топливопроводы.
«Чтобы установить точную причину возгорания транспортника, специалистам предстоит дождаться результатов экспертиз, которые уже назначены, но, так или иначе, через несколько минут после взлета во внутренних полостях гондолы и правого крыла Ил-112В возник мощный «керосиновый» пожар», – подчеркивается в материале.
По данным издания, первыми возгорание заметили не летчики, а диспетчеры аэродрома Кубинка, с которого взлетел загоревшийся вскоре самолет. Экипажу об этом было доложено, однако в кабине к тому моменту уже загорелось предупреждающее об опасности табло и сработала в автоматическом режиме так называемая первая очередь системы пожаротушения, после чего в гондолу был выпущен огнегасящий пенный состав из расположенного рядом с ней баллона-огнетушителя высокого давления.
Однако пенная атака прошла вхолостую, вследствие чего пилоты уже вручную активировали вторую очередь системы пожаротушения, которая тоже не достигла цели.
По словам источников издания, обе системы пожаротушения самолета были ориентированы в первую очередь на двигатели, поэтому пена, сформированная из углекислоты и инертных газов, заполняла главным образом гондолу одного из них, в то время как пожар уже перекинулся во внутреннюю полость крыла.
Пилоты в результате были вынуждены запросить вынужденную посадку. Они, как утверждают эксперты, действовали слаженно и быстро. Командир без малейших признаков паники приказал второму пилоту: «Глуши», затем – «Флюгируй», и тот так же спокойно доложил об исполнении, сообщив, что горящий двигатель благополучно остановлен, а лопасти его воздушного винта установлены «по потоку» и не препятствуют движению самолета. Экипажу удалось расположить рули самолета и подобрать режим единственного работающего двигателя таким образом, что, несмотря на бушующий пожар и ассиметричную тягу, машина пошла в сторону аэродрома практически идеальным прямым курсом. В таком режиме, считают эксперты, летчики смогли бы дотянуть до Кубинки и посадить самолет, но «сдалась» сама машина.
«Причиной происшедшей трагедии большинство специалистов считает неподготовленность к полетам первого экспериментального образца военного транспортника и возможную спешку с его вводом в строй», – подчеркивает издание.
Напомним, опытный образец нового легкого транспортника Ил-112В разбился в районе подмосковной Кубинки 18 августа. Пилоты не выжили.
В конце августа в Пермском крае потерпел крушение бомбардировщик Су-24 . Это стало четвертым крушением за месяц с учетом падения опытного самолета: 31 июля истребитель Су-35 упал в Охотское море, пилот выжил; 17 августа в Астраханской области разбился МиГ-29, пилот погиб.
Фото: ilyushin.org