В предыдущей своей статье, размышляя на острую в Севастополе тему застроек, я напомнил, что до сих пор депутатами Законодательного Собрания не только не принят градостроительный регламент, но и местные законы и законопроекты, на которые могли бы опираться как застройщики, так и власти, не релевантные с федеральными.
И поскольку многие горожане считают, что девелоперы целенаправленно разваливают город и его «исторический облик», то в другом моем авторском материале я поднял тему замалчивания большинством депутатов реальной ситуации.
Мы разобрали закон № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя». И помним, что даже если бы закон (с предварительно утвержденным планом землепользования и застройки), который популисты, отдельные деляги и непросвещенные слои населения окрестили «убийцей апартаментов» был бы принят, то на разметку территорий, где стройка запрещена, не нашлось бы бюджетных денег. Опять же – предварительно заложенных для этого дела. И кроме того, нужно было бы проводить тендер на выбор подрядчика работ.
Единственный выход из тупика, как я уже говорил, – пошаговое обновление устаревшего Генплана города, перестройка микрорайонов один за другим. Такое возможно на данный момент только при государственно-частном партнерстве (ГЧП) или концессии. То есть, когда частный капитал и государство (в данном случае, все ветви власти Севастополя) работают на благо и развитие города. Власть создает бизнесу нормальные для работы условия (часто это может быть уменьшение налоговой нагрузки и бюрократии), но в то же время уменьшает отток средств из местного бюджета. При этом от инвестора по договору, как правило, требуется, чтобы и город, и его жители пользовались созданным объектом/инфраструктурой. А сам объект, являясь полезным для города/региона/государства, оставался бы под контролем властей и обеспечивал бы рабочие места горожанам, наполняя при этом бюджет. Итак, что может дать Севастополю ГЧП? Порассуждаем.
ГЧП — это обычная мировая практика, которая называется также P3 («три P» — private public partnership). В России концессионные соглашения, утвержденные в различных ФЗ, уже работали с 1990-х годов.
По данным Единой информационной системы ГЧП в России за последние 5 месяцев 2015 года число проектов государственно-частного партнерства увеличилось почти в два раза.
Как сообщает Центр развития ГЧП, в Российской Федерации реализуется 998 проектов, находящихся на различных стадиях — от инициирования до эксплуатации. Из них 837 концессионных соглашений, 97 соглашений о государственно-частном партнерстве, 54 договора аренды государственной или муниципальной собственности с инвестиционными обязательствами арендатора, 8 долгосрочных инвестиционных соглашений и 2 контракта жизненного цикла.
С момента воссоединения полуострова с Россией в Республике Крым пока не принят закон о государственно-частном партнерстве, хотя в парламент подано уже 7 вариантов возможного законодательного акта.
Нет этого закона и в Севастополе. Но по такой схеме идет ремонт Ледового дворца Вадима Колесниченко и уже построен центр гемодиализа. Единственная инициатива по закреплению на законодательном уровне кооперации частного бизнеса и властей исходит пока только от губернатора города Сергея Меняйло. 7 мая 2015 года в Законодательное Собрание Севастополя был внесен его законопроект «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя в аренду без проведения торгов». Документ, активно обсуждавшийся в июле, был отложен до сентября. Поскольку – нужный и перспективный, но нуждается в некоторой доработке. Вот его для понимания и разложим по кирпичику.
Статья 1
Настоящий Закон в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее — объекты), масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории города Севастополя допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города, в аренду юридическому лицу без проведения торгов.
Статья 2
Предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в целях размещения объекта осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с распоряжением Губернатора города Севастополя в случае, если такой объект соответствует совокупности следующих критериев:
а) размещение объекта соответствует приоритетам и целям, определенным в стратегии социально-экономического развития города Севастополя, или в государственных программах города Севастополя, или в схемах территориального планирования города Севастополя;
б) размещение объекта повлечет увеличение количества рабочих мест в городе Севастополе, но не менее, чем на 100 рабочих мест;
в) размещение объекта повлечет увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории города Севастополя, но не менее, чем на 1,5 млн. рублей;
г) объект относится к:
объектам культуры;
объектам спорта;
объектам рекреационного назначения;
объектам здравоохранения;
объектам образования и воспитательной работы;
объектам социальной защиты;
объектам коммунального хозяйства;
объектам бытового обслуживания населения.
Статья 3
Предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в целях реализации масштабного инвестиционного проекта осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с распоряжением Губернатора города Севастополя в случае соответствия масштабного инвестиционного проекта совокупности следующих критериев:
а) реализация масштабного инвестиционного проекта окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие города Севастополя;
б) реализация масштабного инвестиционного проекта повлечет увеличение количества рабочих мест в городе Севастополе, но не менее, чем на 100 рабочих мест;
в) реализация масштабного инвестиционного проекта повлечет увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории города Севастополя, но не менее, чем на 1,5 млн. рублей;
г) реализация масштабного инвестиционного проекта осуществляется в одном из следующих направлений:
строительство административно-делового (офисного) центра (комплекса), научного и технологического парка, инновационно-технологического и инжинирингового центра, бизнес-инкубатора, гостиницы;
проведение научных исследований и разработок, осуществление высокотехнологичной и инновационной деятельности;
деятельность промышленных округов и индустриальных парков;
деятельность по обращению с отходами;
развитие обрабатывающих производств;
развитие сельского, лесного хозяйства, рыбоводства;
производство электроэнергии, газа;
развитие агропромышленного комплекса;
развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;
развитие, строительство дорожной и транспортной инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов;
строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, при условии бесплатной передачи в собственность города Севастополя в объеме не менее 20 процентов от общей площади объекта строительства;
строительство многоквартирных жилых домов, при условии передачи городу Севастополю в объеме не менее 15000 (пятнадцать тысяч) кв. м жилой площади по цене, не превышающей 30000 (тридцати тысяч) рублей за квадратный метр для реализации полномочий правительства Севастополя по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, гражданам, переселенным из аварийного жилищного фонда;
создание, реконструкция и модернизация объектов в соответствии с законодательством города Севастополя об участии города Севастополя в государственно-частном партнерстве, Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в случае реализации инвестиционного проекта на конкурсной основе.
Объемы, указанные в абзаце 12 и 13 пункта г) настоящей статьи могут перераспределятся по соглашению с Правительством Севастополя при условии идентичности замещения в денежном эквиваленте.
Статья 4
В целях обеспечения строительства размещаемого объекта, обеспечения реализации масштабного инвестиционного проекта, а также обеспечения эффективности и условий использования (в том числе соблюдения критериев, установленных настоящим Законом) предоставляемого земельного участка заключается соглашение (инвестиционный контракт) между юридическим лицом и Правительством Севастополя.
Порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта, масштабного инвестиционного проекта установленным настоящим Законом критериям, а также порядок заключения соглашения устанавливается Правительством Севастополя.
Статья 5
Предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду без проведения торгов в целях размещения объектов, реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих критериям, установленным настоящим Законом, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами города Севастополя в соответствии с распоряжением Губернатора города Севастополя.
Статья 6
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Уже в пункте а) статьи 2 замечаем, что «размещение объекта соответствует приоритетам и целям, определенным в стратегии социально-экономического развития города Севастополя, или в государственных программах города Севастополя, или в схемах территориального планирования города Севастополя».
Вместе с тем, мы должны помнить, что концепция развития Севастополя Чалого не имеет юридической силы, а его Агентство стратегического развития города — это что-то наподобие общественной организации.
Следовательно, мы должны задать вопрос властям: где официальная стратегия развития Севастополя? Это первый минус. О втором позже.
Пока же стоит отметить, что, хотя законопроект, безусловно, требуется немного подправить, в целом он неплох и позволяет развивать амбициозные проекты и развитие экономики региона. Так, в статье 3 пункте г) указывается в том числе следующее: «…строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, при условии бесплатной передачи в собственность города Севастополя в объеме не менее 20 процентов от общей площади объекта строительства; строительство многоквартирных жилых домов, при условии передачи городу Севастополю в объеме не менее 15000 (пятнадцать тысяч) кв.м жилой площади по цене, не превышающей 30000 (тридцати тысяч) рублей за квадратный метр для реализации полномочий правительства Севастополя по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Что это значит?
Продолжение следует
Владимир Вербовой, Forpost-Севастополь.RU