Кому выгодна гибель севастопольского бизнеса из-за повышения арендных платежей?

С 1 января 2023 года правительство Севастополя стало рассчитывать арендную плату за землю для бизнеса города исходя из новой кадастровой оценки земли. Дата оценки приходилась на 1 января 2022 года, когда рынок недвижимости Севастополя находился на пике. Однако события 2022 года резко «просадили» рынок недвижимости, а предприятия стали испытывать существенные проблемы из-за разрушения логистических цепочек, отмены авиаполетов и сокращения туристического потока в город. Тем не менее, чиновники экономического блока правительства города настаивают на новых рекордных цифрах, тем самым разоряя местный бизнес.

21 июня 2021 года департаментом по имущественным и земельным отношениям города было принято решение о проведении новой кадастровой оценки для введения ее в действие с 1 января 2023 года. Для расчета был взят, согласно законодательству, по умолчанию уровень цен 1 января 2022 года. По состоянию на 1 января 2022 года рынок земли в Севастополе находился на пике – цены на земельные участки достигли рекордных величин. Рассчитанная новая кадастровая оценка превысила прежнюю в два, а то и три раза, что повлекло за собой увеличение арендной платы за участки на такие же величины.

Но тогда ее введение с 1 января 2023 года не казалось бизнесу катастрофическим: пандемия пошла на спад, в город потянутся туристы. Однако после 24 февраля 2022 года в Севастополе экономика бизнеса просто рухнула. Ожидаемый турпоток не состоялся, опустели рестораны, отели, экскурсионные объекты, весь 2022 год севастопольские предприятия работали, балансируя на пределе возможностей. Поэтому ожидаемое многократное повышение арендных платежей становилось для бизнеса губительным, речь уже велась о потере сотен и тысяч рабочих мест во всех сферах экономики. Поэтому под конец 2022 года пять деловых ассоциаций Севастополя обратились в правительство города с просьбой не применять пока для расчета арендных платежей новую кадастровую оценку, не соответствующую реалиям времени.

Через месяц ассоциациями был получен отрицательный ответ за подписью вице-губернатора Марии Литовко, который звучал как издевка: на трех листах содержался перечень сводов местных и федеральных законов, на основании которых правительство принимает решение о повышении арендных платежей согласно новой кадастровой оценке.

Тогда 17 января 2023 года уже семь деловых ассоциаций города повторно обратились в адрес местного правительства с просьбой о принятии решения об установлении обоснованных и справедливых платежей за земельные участки, находящиеся в собственности Севастополя.

В своем, уже втором, обращении в адрес правительства города деловые ассоциации акцентировали, что исходя из своего назначения и, согласно закону, кадастровая стоимость должна отражать реальную стоимость оцениваемого объекта и по результатам проведения оценки полученная кадастровая стоимость должна максимально близко соответствовать реальному рынку. Очевидно, что в связи с полным прекращением гражданского авиасообщения с полуостровом, его прифронтовым характером, перестройкой логистических цепочек, множественными западными санкциями и прочими факторами инвестиционная активность бизнеса ощутимо сократилась, а, значит, кадастровая оценка, проведенная на 1 января 2022 года, никак не может быть применена.

Такая абсолютно недальновидная, непрофессионально «жадная» позиция чиновников экономического блока местного правительства, удивила бизнес—сообщество еще и потому, что федеральный законодатель уже пошел навстречу бизнесу, и прямо предусмотрел, что в случае роста кадастровой стоимости в 2023 году, для целей налогообложения применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка.

При этом, вопросы начисления арендной платы за земли города целиком и полностью находятся в ведении правительства Севастополя. И когда руководство страны ставит задачи по всесторонней поддержке бизнеса в условиях сложившейся ситуации в экономике, в том числе, заявляет о недопустимости необоснованной финансовой нагрузки на пользователей государственной земли, севастопольское правительство, напротив, использует рычаги своего влияния для удушения бизнеса региона.

В своем втором обращении деловые ассоциации перечислили пути снижения финансовой нагрузки на пользователей земельными участками:

-введения моратория на новую кадастровую стоимость до окончания проведения специальной военной операции;

— внесением корректировок в действующий порядок расчета арендной платы, согласно которым на 2023 год для целей расчета арендной платы продолжает применяться кадастровая стоимость, введенная в действие с 01.01.2022 года.

Под обращением в защиту предпринимателей Севастополя подписались Вице-президент РСПП, Сопредседатель Координационного совета отделений РСПП ЮФО П.В. Лебедев, Президент Союза «Севастопольская торгово- промышленная палата» Т.И. Криволуцкая, Председатель Союза «Совет предпринимателей Севастополя» С.А. Живодуев, Председатель Союза «Региональное отделение работодателей «Севастопольский союз промышленников и предпринимателей» В.И. Горбатов, Председатель Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» В.В. Шмельков, Председатель Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»    А.С.Романенко,  Председатель Севастопольского отделения межрегиональной общественной организации малого и среднего предпринимательства «Новая формация» Ш.Ш.Сеитмеметов.

Спустя месяц деловые ассоциации вновь получили отказ.

Таким образом, «жирная» кадастровая оценка уровня 1 января 2022 года стала применяться для расчета арендных платежей с началом кризисного 2023 года. И вот несколько примеров давления на промышленные предприятия города из числа малого и среднего предпринимательства. 

Столярный цех одного из предприятий платил ежемесячно арендную плату в размере 26 тысяч рублей. После 1.01.2023 плата поднялась до 44 тысяч.

Еще одно предприятие арендует участок 3600 м кв. с целевым назначением для строительства административно- производственного здания, для размещения иных сооружений промышленности. Платило 28 тыс. 326 рублей в месяц, стало — 94 тыс. 299 р.

Фирма занимается производством гофрированной бумаги и картона, за участок 7 тыс. м кв. платило 28 тыс. 587 р. в месяц, теперь — 49 тыс. 588 р.

Из представленных фактов видно, что аренда возросла в два, а в некоторых случаях и в три раза. Теперь помножьте новые цифры платежей на 12 месяцев, и станет ясно, сколько миллионов должны отдать в казну малые и средние предприятия Севастополя и задайтесь вопросом: «А где они их возьмут?».

Или вот судьба севастопольской рекреации.

Аквапарк «Зурбаган», плативший в 2022 году 5,4 миллиона рублей в год, теперь, согласно новой кадастровой оценки, должен платить почти 9 млн. в год. И это при том, что в правительстве Севастополя прекрасно осведомлены о резком падении турпотока в город.

Совершенно очевидно, что, в условиях отсутствия прибыли и огромной налоговой нагрузки, предприятия, не желая накапливать долги, начнут попросту закрываться. Люди потеряют работу, а бюджет города – отчисления. Зачем правительственные чиновники доводят ситуацию до абсурда? Зачем экономический блок правительства Севастополя «душит» содержащих экономику предпринимателей? И почему, когда вся страна по поручению президента работает над планомерным снижением давления на предпринимателей, в Севастополе бизнес получает очередной подъем платежей?

Петр Мамонтов