Из этого мероприятия получилось интервью крымскому изданию «ФедералПресс. Крым». И если ранние высказывания Алексея Михайловича в медиа представляли собой пережевывание о том , как полтора года назад он стал «народным мэром», придумал «концепцию развития города», а потом избрался главой ЗС, теперь картинка «потеплела».
Первый вопрос «Федерал Пресс» касался законотворчества во время второй сессии. На него Алексей Чалый ответил так: «Если говорить о законах развития, то, к сожалению, мы не продвинулись здорово – и приняли только один, «заплаточный», то есть временный закон – об особо охраняемых природных территориях, который будет действовать до появления правил застройки и землепользования. Причина того, что нам не удалось принять законы развития, связана с пониманием, что для этого нужны совершенно другие ресурсы, более мощные. Во время условного отпуска заксобрания я планирую заняться поиском этих ресурсов – чтобы отработать часть законов развития».
Очень хочется спросить: что имел в виду Алексей Михайлович, когда говорил о «законах развития»? Что эти законы могут развивать? Какие такие «ресурсы», каким образом, а главное, – где спикер будет изыскивать? Почему не объяснить скрупулезно и подробно, чтобы народ понимал, о чем речь? И потом, в какой связи здесь глава ЗС упомянул о законе ООПТ – особо охраняемых природных территориях? Там как будто устанавливалось ограничение на этажность строящихся объектов в пределах от 200 до 500 метров от прибрежной зоны – только и всего.
Далее спикер пожаловался, что депутаты не сильно озабочены приемом граждан: «Увы, часть депутатов не представляют отчеты о приемах граждан, депутаты – люди вольные, и заставить их представить отчет невозможно».
Это говорит глава Законодательного собрания города, по сути, начальник тех самых депутатов?! Который, к слову, сам не провел ни одной встречи с избирателями и сторонниками. За него на письма горожан по принципу «как попало и что придется» отписывается его помощница, вице-спикер Екатерина Алтабаева.
Едем дальше: высказывания Чалого о бюджете-2016, в частности, по поводу «нереальной» экономической программы правительства. И снова хочется спросить: а у кого реальная? У Агентства Стратегического Развития Севастополя, переполненного работниками «Таврида-Электрик» — приятелями и родственниками господина Хозяина ЗакСо? Сам Чалый, как когда-то обещал, к нынешнему развитию города не имеет никакого отношения.
А вот апофеоз логики Алексея Михайловича – в «провале» экономической программы виноват заместитель губернатора Алексей Еремеев:«Более системно стали работать в связи с выполнением программы развития – в результате парламент выразил недоверие первому вице-губернатору Севастополя Алексею Еремееву, очень надеюсь на то, что ситуация будет доведена до логического завершения».
Давно известно, что у Чалого зуб на Еремеева за то, что губернатор Сергей Меняйло уволил своего (читаем — «чаловского») зама Дениса Добрякова, замышлявшего внедрение крупной коррупционной цепочки, которая бы разоряла Севастополь. Еремеев отметил недавно, что все нападки спикера на правительство за то, что мол, оно не выполняет концепцию развития АСРС (ее, как пишет «Российская Газета» АСРС придумала не само, а за 14 млн рублей заказало у Института генплана Москвы и проектных институтов «Гипрогор» и «Урбаника» – не обоснованы.
Уже несколько раз отмечалось, что Концепция декларативна, там нет четких механизмов изменения ситуации и развития города. Кроме того, если Федеральная целевая программа для Крыма и Севастополя-2015-2020 уже через год в силу ряда факторов требует значительных правок, то Концепция Чалого -2015-2030 тем более. Там не учитывается ни состояние бюджета, ни другие (экономические) показатели. И совсем непонятно, почему администрация должна придерживаться стратегии развития некоей общественной организацией, коей АСРС и является, по сути?
И, кстати, странно, почему журналист «ФедералПресс» ничего не спросил про Добрякова, деятельность (или бездеятельность) Агентства стратегического развития? А вместо этого продолжал «крутить» тему Еремеева, обсуждая, уйдет тот со своей должности после незаконно выраженного ему вотума недоверия или нет? Может, правильнее было бы дождаться решения прокуратуры и Конституционного суда по этому вопросу, а потом размышлять?
Нижеприведенный вопрос журналиста по вице-губернатору – вообще натуральная манипуляция. После этого даже самому неискушенному читателю ясно: перед ним не беседа въедливого медийщика и законодателя, а банальная, не лучшего качества, «джинса с ушами». Судите сами.
— Выражение недоверия Еремееву стало лакмусовой бумажкой целостности депутатского корпуса Заксобрания: нашлись шесть парламентариев (их называют в кулуарах отщепенцами), отказавшиеся поддержать решение коллег. Такое разделение, появление оппозиции в дальнейшем помешает работе законодательного собрания?
Забавно, но реагируя на это, Алексей Михайлович снова упомянул свою стратегию:«Я вообще не услышал другой точки зрения на стратегию развития города за минувший год при существовании огромного количества критикующих. Кто предложил альтернативную стратегию развития Севастополя? Назовите мне эту оппозицию. Но я ни у депутатского корпуса, ни у правительства, ни у какой-либо общественной организации не увидел целостной картины мира, при этом я не настаиваю на том, что моя картина мира – единственно правильная».
Но выходит так, что спикер ЗакСо именно настаивает. Иначе не цеплялся бы так за соломинку в виде АСРС. Иначе знал бы, что в городе действует ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя до 2020 года; что в нее вносятся изменения и подаются на утверждение.
Знал бы, что действует программа по поддержке фермерства, по которой выигравшим конкурс молодым предпринимателям предоставляются гранты. Был бы в курсе, что утверждена государственная программа газификации региона и до 2020 года планируется охватить весь пригород и 25 тысяч сельских жителей получат газ.
Имел бы представление о существовании программы реконструкции ЖКХ и заявлении губернатора «о необходимости принять еще 12 нормативно-правовых актов, чтобы логично и эффективно организовать реформирование ЖКХ. Потому что согласно ФЦП Севастополь получит 851 млн рублей на капремонт жилых многоквартирных домов, а за невыполнение ФЦП последуют строгие санкции».
Знал бы, в конце концов, что работает СЭЗ, где зарегистрировано уже 30 резидентов, которые будут приносить городу деньги. В общем, идем дальше.
Следующий вопрос от «Федерал Пресс» и ответ спикера.
— Вы сказали, что «на нас оказывается сильное давление». Кто это делает и почему?
«Вы знаете, что появились средства массовой информации, которые занимаются исключительно тем, что оказывают это самое давление. Если вы посмотрите на их содержательную часть, то увидите, что ее нет. Вроде бы и публикации есть, и много возмущений есть, а содержательной части нет».
Прошелся и по «фейковым» митингующим:«Это касается и последних митингов, проведенных под зданием законодательного собрания. Выходишь к митингующим, спрашиваешь: родной, чего ты хочешь, что я для тебя не сделал? И в этот момент родной теряется – он оказался на митинге не по причине того, что он понимает, чего от нас хочет».
Ну и дополнительно по «неугодным» СМИ:«…Я предполагаю, что упомянутые выше СМИ и митинги сильно связаны с департаментом внутренней политики и информации правительства Севастополя. А департамент внутренней политики напрямую нарушил федеральное законодательство, разрешив митинг возле стен заксобрания, поскольку в России проводить митинги у государственных учреждений нельзя. Это будет предметом отдельного разбирательства с нашей стороны».
Только дело в том, что Алексей Михайлович, кажется, что-то напутал. Реальность совсем другая. Хотя бы потому, что интервью он дает не «вражеским», по его мнению, СМИ (что стало бы смелым шагом для Чалого, и его бы никто потом не обвинил в недемократичности и закрытости), а своим, марионеточным, в числе которых телеканал НТС и интернет-издание Sevastopol.su, на которые он тратит порядка полумиллиона евро в год .
Недавние «фейковые» митингующие на самом деле ждали выхода к ним не только депутатов, но и Алексея Михайловича. Но этого не произошло. Выслушал людей губернатор Меняйло. Просто факт. Тогда как в тот же, «акционный», день НТС перевернул все манипуляционным сюжетом с ног на голову.
Чалому не стоит лукавить. Не выходит он к людям. И даже на письма их не отвечает. Так, например, в нашем интервью представительницы многодетных мам Севастополя рассказали, что их обращение к Чалому, в котором содержались предложения по улучшению жизни многодетных, так и осталось без ответа. Точнее, они получили дежурную отписку от Алтабаевой. Но ведь писали не ей. И ожидали не этого.
Далее «ФедералПресс» упоминает АСРС и спрашивает, как обстоят дела со стратегией, о которой Чалый так гордо рассказывал.
— Севастопольцы связывают деятельность заксобрания с выполнением командой Чалого, шедшей в парламент, предвыборной программы партии «Единая Россия» – она основывается на предложенной вами стратегии развития Севастополя до 2030 года. В какой точке находится ее исполнение?
Чалый заговорил на любимые темы: виноделие, IT-индустрия, приборостроение.
«Хотя, если говорить о приборостроении, до настоящего момента нет никаких земельных ресурсов для реализации программы создания индустриального парка и технопарков, не выделено правительством города ни одного гектара. Лежат неиспользованными 1,6 млрд рублей, зарезервированные для создания индустриального парка. Тем не менее, 28 июля пройдет презентация севастопольского приборостроительного кластера – и есть надежда запустить этот проект без помощи регионального правительства».
Однако на аппаратном совещании 13 июля губернатору доложили: земли в 100 га для индустриального парка найдены. Что будут объединены несколько участков и получится такая площадь. Ранее даже главный архитектор города и одновременно представитель АСРС Алексей Брусенцов сказал: «Это будет не один, а несколько участков. Потому что сформировать в Севастополе один большой земельный участок (100 га), чтобы на нем поместились несколько предприятий, возможности нет».
Плюс уже выделено 27 участков земли под строительство и реконструкцию объектов в рамках Федеральной целевой программы. До осени правительство подготовит 50 участков под объекты. Ненавистный Чалому вице-губернатор Алексей Еремеев при этом заметил, что по каждому участку будет создан график, который будут строго контролировать.
Что касается виноградарства, спикер ЗС объяснил торможение его развития в городе так: «Хотя совместно с бизнесом разработана соответствующая программа, разработан законопроект о поддержке виноделия, получено одобрение федерального руководства, найдены порядка 20 инвесторов. Возникла проблема: с одной стороны, мы город федерального значения, с другой стороны – у нас не должно быть земель сельскохозяйственного назначения. И нам необходимо внести в федеральное законодательство изменения – о том, что у города федерального значения может быть земля сельхозназначения, ведь она де-факто есть».
Давайте поговорим об инвестициях.
Да, Алексей Чалый на Петербургском экономическом форуме 18 июня действительно утверждал, что виноделием в Севастополе заинтересованы 18 инвесторов, плюс два — из Франции.
По словам Сергея Смирнова, ответственного по вопросам СЭЗ в правительстве, на данный момент в городе, как уже упоминалось выше, зарегистрировано 30 резидентов-инвесторов. Тогда как по состоянию на 17 июня — всего 9 субъектов, на 1 июля — уже 13, количество заявок — 6. Общий объем задекларированных накопительных вкладов составлял тогда 450 млн рублей. Задекларированных новых рабочих мест — 625. Теперь к СЭЗ присоединились инвесторы из Казахстана, Армении и Украины. Инвесторы хотят вкладываться в различные отрасли. От разведения осетровых, производства питьевой воды в бутылках и холодильного оборудования до ювелирки, судостроения и каркасного домостроения.
«Суммарные первоначальные суммы инвестиций всех 30 участников СЭЗ заявлены в сумме более 500 млн рублей, отметив при этом, что реальная сумма будет значительно больше. Созданы или создаются участниками СЭЗ 890 рабочих мест», — сообщил о новых данных Смирнов.
По мнению замгубернатора Алексея Еремеева, если не принять закон, по которому резиденты СЭЗ получат землю под проекты без конкурса, торги будут тянуть время и отпугивать инвесторов.
Депутаты большинства Заксобрания, а их ровно 14 и все они «на кармане» у Чалого, просят подождать. Обсуждение и корректировка законопроекта о масштабных инвестпроектах тянется с мая.
Одни депутаты предлагают установить не абсолютную, а удельную величину критериев — объем капвложений должен быть в пересчете на гектар.
Сторонники виноделия и приборостроения акцентируют на том, что производства эти современные и эффективные. Однако штат таких предприятий невелик и 100 рабочих мест они не создадут. А раз так, то и не подходят под описание «масштабного инвестпроекта». Иные переживают, что инвестор не сможет использовать землю по назначению, испортит ее и не понесет ответственности. Они требуют, чтобы в случае чего, в законе были истолкованы механизмы рекультивации земель.
В этой связи вспомнилась история, связанная со стареньким директором совхоза им. Полины Осипенко и нынешним спикером ЗакСо. А было вот что.
Совхоз им. Полины Осипенко – единственный агрокомплекс в Севастополе, который, благодаря бывшему директору не просто не успели раздерибанить, но даже распаевать. Там до последнего работали свиноферма и коровники, а учитывая отличное месторасположение (рядом два огромных озера и море в километровой зоне) и то, что за этим совхозом закреплено больше 3000 га земли, 2200 с которых под виноградниками, конечно, это конфетка. Когда в прошлом году команда Алексея Михайловича Чалого приехала к директору «договариваться» и тот ответил, что не для того отдал совхозу 35 лет жизни, чтоб его таким образом развалить, на него сразу завели уголовное дело. Мол, не выплачивал сотрудникам зарплату за три месяца, начиная с марта 2014. Но, простите, это был как раз период «русской весны», валютная свистопляска – считали с гривни на рубль, тогда всем не платили.
Словом, пожилого директора затаскали по допросам. Он не выдержал и уволился. «Договорщики» сразу поставили туда своего человека. При этом никаких актов приема-передачи и инвентаризации никто не проводил-не составлял. И что сейчас там творится, можно только догадываться…
И снова об инвестпроектах: 3 июля комитет по городскому хозяйству ЗакСо одобрил таки законопроект, в котором указано, что предприниматель получит землю без тендера в случае, если в первые два года «зальет» в город не менее 100 млн рублей и создаст как минимум 100 рабочих мест. Кроме этого, документом предусматривается увеличение ежегодных налоговых поступлений минимум на 3 млн рублей после реализации проекта. Но в то же время не позднее, чем через три года.
Важно сказать, что с момента присоединения полуострова к России пока не выработана система кадастрирования земель и разграничения земли, в том числе сельскохозяйственного назначения. Где госземли, а где — коммунальные, где границы населенных пунктов и где границы прибрежных линий? Впрочем, эта проблема существовала давно, теперь ее надо решать. Это касается также и вопроса по индустриальному парку, на который из ФЦП выделено 1,6 млрд рублей.
В любом случае, властям и законотворцам нужно объединяться во имя общего блага Севастополя и сообща решать все важные вопросы. Именно с этой целью 9 июля был подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании между Правительством и Законодательным Собранием.
Закон об имущественной казне принят до каникул. Это очень важный закон. Народ Севастополя ждет решения по другим насущным вопросам.
Возвращаемся к Чалому. В ответе о стратегии развития города он упоминает о военно-патриотическом и культурно-историческом туризме. Но не легче ли поддерживать и совершенствовать уже существующие организации «Надежду» и «Вымпел»?
Потом чуть коснулся модернизации инфраструктуры. Здесь, по мнению бывшего «народного мэра», все плохо, ведь «подло ушли» Добрякова, отвечавшего за ЖКХ. Интересно, почему Чалый такой наивный? Ведь, очевидно, многие успели прочесть о коррупционных намерениях Дениса Добрякова.
И вот снова «заковыристый» вопрос от «ФедералПресс» и «бесхитростный» ответ Чалого:
— Вы признаете, что ситуация с реализацией стратегии развития Севастополя не ахти. Этой концепции нужен новый губернатор?
«Не знаю, нужен ли ей новый губернатор, но новое правительство у нас все равно будет. На протяжении года нынешнее городское правительство реально не имеет концепции развития Севастополя как своей цели» .
Цель не доведена до исполнителей, концепция не исполняется. Точнее, о том, что исполняется, я сказал в самом начале. Ключевая фигура, которая должна ею заниматься и которая фактически является председателем правительства (вице-губернатор Алексей Еремеев – прим. «ФедералПресс.Крым»), заявила о том, что не собирается реализовывать концепцию.
— Вы говорили, что потолок вашей деятельности – довести до ума ситуацию в Севастополе. К чему она должна прийти?
«Это был ответ на вопрос о том, есть ли у меня федеральные амбиции. Я мог бы ответить проще: федеральных амбиций у меня нет. Мне интересно довести ситуацию до того, чтобы она необратимым образом пришла к реализации концепции развития Севастополя»
Тут нечего комментировать. Опять красной линией по якобы неисполнению концепции АСРС и «во всем виноват Еремеев».
На другой вопрос председатель Заксобрания снова ответил размыто, нечетко. И опять о набившей оскомину концепции.
В последнем вопросе, корреспондент «Федерал Пресс» напомнил спикеру об угрозе ухода с поста главы ЗС, если правительство Меняйло не улучшит экономику города, и спросил: а будет ли теперь Чалый угрожать уходом?
Чалый спихнул все на «другую ситуацию» и сразу стал похож на украинского Яценюка, который тоже чуть что – сразу «уйду». И – ну да, конечно, — опять виноват Еремеев.
«Тогда была совершенно другая ситуация. Сейчас завершен этап контроля исполнительной власти, мы вышли из него с предложением отправить в отставку вице-губернатора Еремеева. По некоторым направлениям развития города мы начали двигаться, произошли некоторые серьезные подвижки. Причину проседания по другим мы выяснили – заместитель губернатора (Алексей Еремеев – прим. «ФедералПресс.Крым»), которого надо заменить на более квалифицированного чиновника. Мы ждем квалифицированных чиновников в Севастополе.
Если представить, что я сейчас уйду в отставку, и все останется в том виде, который есть, то под тем давлением, под которым сейчас находятся депутаты, заксобрание может дезинтегрироваться, город потеряет настоящий представительный орган власти. При отсутствии такого противовеса правительству Севастополя мы, боюсь, не только стратегию развития не реализуем, но и потеряем общественные ресурсы, которые будут невосполнимыми. Их просто уничтожат застройщики с хорошо всем известными фамилиями, севастопольцы об этих общественных ресурсах будут детям лишь рассказывать«.
Итак, мы видим, что интервью «Федерал Пресс» сделано по заказу Чалого. В нем нет острых вопросов по каким-либо результатам широко разрекламированного Агентства стратегического развития Севастополя, по ОНФ и причастности Алексея Михайловича к исчезновению (да и прямо скажем — грабительству) гуманитарной помощи во время «русской весны».
Нет вопросов о его протеже — вездесущему «общественнику» Ивану Комелову, которого Алексей Михайлович приголубил за то, что в мятежные времена тот был у «народного мэра» на побегушках. Даже не спросили, почему спикер ЗС личный прием граждан проводить избегает.
В общем, не интервью, а обычный «заказняк», вдоль и поперек перетянутый жирной линией – «во всем виноват вице-губернатор Еремеев» и «правительство не выполняет мою концепцию развития». Да, справедливости ради, признаем: проблемы у правительства есть. И большие. В медицине, коммунальном хозяйстве, в земельных делах. Вот только там хоть как-то «шевелятся». А у Чалого?
Александр Соломатин, специально для Forpost-Севастополь. RU