Банк России для улучшения механизма возврата похищенных у граждан средств планирует определить сумму, которую банки должны будут возвращать клиентам-физлицам, ставшим жертвами мошенников. Об этом пишет РБК со ссылкой на материалы ЦБ, разосланные участникам банковского рынка от имени директора департамента информационной безопасности регулятора Вадима Уварова.
В соответствии с текстом поправок в закон о национальной платежной системе планируется ввести упрощенный порядок возврата пострадавшим от финансовых мошенников в размере суммы, которую определит Банк России. Клиент должен будет уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления от кредитной организации о проведенной операции. В материалах ЦБ уточняется, что сумма будет посчитана «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии».
Кроме того, регулятор предлагает дать банкам право списывать деньги по истечении одного-двух рабочих дней при наличии признаков мошеннических действий, даже несмотря на согласие клиента. «Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику, у него появляется возможность отклонить перевод», — приводит издание текст материалов Банка России.
Предлагается распространить обязанность проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой о переводах без согласия клиента, не только на банк инициатора перевода или оплаты, но и на банк получателя денег.
Регулятор также предлагает наделять банки правом блокировать на пять рабочих дней расходные операции по счету получателя средств, информация о котором содержится в базе данных о случаях и попытках переводов денег без согласия клиента. «Указанный срок необходим клиенту-потерпевшему, правоохранительным органам для обращения в суд для получения законного основания дальнейшего ареста денежных средств и получения судебного решения о возврате денег», — указано в материалах ЦБ. При этом банки смогут блокировать операции только на основании сведений о возбуждении уголовных дел.
«По результатам обсуждения готовится очередная редакция законопроекта, которая пройдет еще один раунд обсуждения. Пока о конкретных мерах или инструментах говорить преждевременно», — сообщили изданию в Банке России.
Напомним, телефонные мошенники придумали новый способ вывести россиян на диалог.
Жительница Севастополя , намереваясь оплатить услуги по дрессировке собак, перечислила мошенникам почти шесть тысяч рублей.
В Севастополе мошенники под предлогом денежной компенсации похитили у пенсионерки 1 млн рублей.
Россиянам предлагают согласовывать свои банковские операции с родственниками и другими доверенными лицами.
Фото: pixabay.com