Состоявшаяся 22 июня громкая отставка заместителя губернатора Севастополя, курировавшего в правительстве городское хозяйство, стала полной неожиданностью для большинства севастопольских чиновников. Глава Заксобрания города Алексей Чалый, в команду которого видимо негласно входил отставленный Добряков, (кандидатура Добрякова на должность заместителя губернатора была поддержана депутатами с неожиданным энтузиазмом) тогда заявил: «Он (прим.ред. – Добряков) имел видение того, как развивать городское хозяйство, доставшееся ему от предыдущих управителей, которые закончили раздолбанными дорогами и множеством уголовных дел. Таких людей как он в правительстве немного. Честно говоря, мне кажется, что это шаг из области саморазрушения».
К слову, насчет уголовных дел г-н Чалый попал в точку: если бы не отставка, очевидно, что по задуманному сценарию под уголовное преследование должен был попасть сам губернатор и еще несколько ни в чем не повинных людей. Но обо всем по порядку.
Договор дороже денег?
По данным редакции, причиной отставки Дениса Добрякова стала аналитическая записка, которая легла на стол губернатора. Источник в Заксобрании Севастополя рассказал редакции о содержании этой записки.
Согласно документу, едва получив назначение на должность, г-н Добряков вступил в сговор с руководством компании «АТЭК» (г. Краснодар) с целью концессии ГУПС «Севтеплоэнерго» Краснодарской теплоэнергетической компанией без вложения последней собственных средств.
Со времен Российской Империи концессия государственных предприятий имела коррупционный аромат; говорили так же что это зачастую привилегия дворян.
Изначально концессия подразумевает передачу государственного предприятия в эксплуатацию частному бизнесу. Хотя существует несколько форм концессионных соглашений, но почти все они подразумевают создание частным бизнесом государственной собственности с правом эксплуатировать данную собственность в течение какого-то времени в качестве возможности получения прибыли частным инвестором, создавшим государственное предприятие.
Концессия «АТЭК» и бывшего заместителя губернатора Дениса Добрякова заключалась в следующем: государство за свой счет (ФЦП) проводит реконструкцию и строительство сетей в Севастополе, а после этого отдает право зарабатывать на эксплуатации этих сетей краснодарскому «АТЭК». То есть, инвестором частной краснодарской компании выступает Севастополь.
В данном сценарии можно рассматривать намерение совершить преступления как минимум по двум статьям УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями ст. 286 и мошенничество в особо крупных размерах ст. 159 ч. 4. Дальнейшая оценка требует тщательного экономического анализа для понимания масштаба ущерба государству, который бы «концессия Добрякова» могла повлечь за собой.
Подобная мастерски выверенная и подготовленная схема фактически давала концессионерам возможность получить доступ к реализации программ ФЦП в 1, 5 млрд рублей госбюджета, утвержденным целевой программой на развитие топливно-энергетического комплекса на основании соглашения, которое по расчетам Добрякова должен был подписать никто иной, как губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
По сведениям источника, договоренность была закреплена на совместной встрече Добрякова с представителями краснодарского «АТЭК» во главе с г-ном Юрчишиным, в Севастополе в начале марта, почти сразу же после назначения Добрякова заместителем губернатора.
Участники сговора пошли традиционным для таких схем путем: расставили на ключевые должности топливно-энергетического комплекса Севастополя своих людей.
Так, должность заместителя департамента по вопросам ТЭК заняла прежняя помощница Добрякова в Рыбинске г-жа Кокарева Ю.В., а начальником управления ТЭК стала ее подруга – Середа Н.В. Унитарное предприятие «Севтеплоэнерго» возглавил представить «АТЭК» г-н Алексеев А.С., а его первым замом стал второй представитель краснодарской теплоэнергетической компании г-н Куликов С.Г.
Именно им предназначалась ключевая роль. Именно они должны были построить схему освоения финансов, полученных в рамках Федеральной целевой программы вместо финансов компании «АТЭК».
С освоением бюджетных денег все было ясно, теперь оставались не прикрыты еще два прибыльных направления – ценообразование и расчеты с населением. Здесь великие комбинаторы тоже сажают своих людей на ключевые позиции: для организации ценообразования была назначена заместитель начальника РЭК г-жа Подкопаева Н.Р., а руководить вновь созданным расчетным центром, по указанию Добрякова направили Морозову Е.А. и Панченко Н.Б.
Все эти люди, естественно, так или иначе, были привезены в Севастополь самим Добряковым и пользовались его доверием.
Добряков дорогой Сердюкова
А теперь пришло время познакомиться с упомянутыми выше персоналиями поименно. Как рассказывают знакомые с ситуацией люди, Денис Добряков приехал в Севастополь не один, а с целым «женским батальоном» из родного Поволжья.
В числе «призванных под знамена» оказались проверенная секретарша Добрякова Людмила Хутмахер, а также помощница Юлия Кокарева. Ее муж, по странному стечению обстоятельств, сразу же возглавил государственное предприятие Севастопольский «Комбинат благоустройства». Также откомандированная в Севастополь из Ярославской области Елена Морозова возглавила Информационно-расчетный центр (ИРС), а заместителем у нее стала подруга и землячка Наталья Середа. Начальником «Севтеплоэнерго» с подачи Добрякова стал резидент «АТЭК» Александр Алексеев, не имевший опыта руководства подобного рода предприятиями.
Замыкая схему освоения средств федерального бюджета утвержденной целевой программы, в размере 1,5 миллиардов рублей, с командой добряковских концессионных варягов в Севастополь пришел из Рыбинска банк «Верхневолжский». Именно в нем прибывшие из того же Рыбинска руководители созданного Добряковым РКЦ открыли счета для проведения финансовых операций по использованию бюджетных средств и средств населения, направленных на оплату коммунальных услуг.
Откуда взялись в Севастополе поволжские-рыбинские варяги? Все просто: достаточно внимательно ознакомиться с биографией самого Дениса Добрякова. Он – выпускник Рыбинского авиационного технологического института по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки». С 1993 по 2006 служил в ВДВ России по контракту. С 2006 по 2012 являлся сотрудником ФСБ. С марта 2010 по 2012 — депутат Муниципального совета Рыбинска, с августа 2012 года — и.о. замглавы администрации Рыбинска по городскому хозяйству.
Денис Добряков получил место вице-губернатора в феврале нынешнего года. В круг его обязанностей входило решение вопросов городского хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, энергетики, транспорта и государственного жилищного надзора…
Что дальше?
Впрочем, даже в такой ситуации Губернатор Севастополя Сергей Меняйло старается не выносить сор из избы. Комментируя отставку своего заместителя, он сообщил журналистам: «В самое ближайшее время произойдут изменения (в Правительстве – ред.). В частности, мой заместитель по социальным вопросам Александр Пушкарев сейчас находится в отпуске с дальнейшим переводом на другую должность. Грядет ряд перестановок на уровне департаментов и управлений. Любые кадровые решения будут приниматься на основе тщательного анализа деятельности каждого специалиста. Существуют объективные и субъективные причины выполнения или не выполнения своих обязанностей. В каждом конкретном случае надо тщательно разбираться. Процесс отставки Добрякова начался совершенно не спонтанно и внезапно, как преподносят это некоторые местные средства массовой информации, а длился недели две – три. Я неоднократно говорил ему, что он выполняет роль статиста, поскольку мне приходится общаться напрямую с руководителями департаментов. Должность, которую занимал Денис Валерьевич будет упразднена».
Один из самых известных экспертов по севастопольской политической элите санкт-петербургский политолог Феликс Краев считает, что «отставка вице-губернатора – только начало больших кадровых чисток в правительстве. Во-первых, налицо желание губернатора Сергея Меняйло создать эффективную команду на принципах единоначалия. Тактика компромиссов с группировкой Чалого не оправдала себя. Несмотря, на то, что правительство, по сути, является коалиционным и в нем представлены интересы обоих руководителей города, «команда Чалого» в ЗакСе в течение последних трех месяцев ведет настоящую войну с правительством, обвиняя его в плохой социально-экономической ситуации в городе, но при этом не желает разделить ответственность за своих выдвиженцев. Поэтому неудивительно, что губернатор в такой ситуации хочет укрепить принцип управляемости вертикали власти. Во-вторых, для удовлетворения кадровых и финансовых аппетитов чаловцев в правительстве пришлось создать много лишних должностей. Его штаты чрезвычайно раздуты. Оптимизацию штатов можно только приветствовать. Ведь именно этого требуют депутаты, и в связи с этим мне непонятно, почему они недовольны? В-третьих, Севастополь уже больше года находится в составе России. У севастопольских управленцев была возможность ознакомиться с российским законодательством и практикой его применения. Поэтому командировочным специалистам можно сказать «спасибо» за проделанную работу и рекомендовать их на ответственные должности на их малой родине. Пришла пора отказываться от услуг варягов и менять их на местные кадры. В правительстве это прекрасно понимают. И это очень позитивный факт».
Развивая версию «глобальной подставы» губернатора можно просчитать, какая участь постигла бы Сергея Меняйло, подпиши он «Концессию Добрякова». Вне всякого сомнения, губернатор попал бы в число тех, кого сейчас «чистят в Крыму, невзирая на ранги». Несостоятельность и коррупционность концессионной схемы Добрякова очевидна, но ответственность за нее однозначно понес бы человек, поставивший свою подпись, – то есть Сергей Меняйло.
А тем временем в политической элите Севастополя давно шепчутся о том, что в случае отставки Меняйло его место занял бы именно Денис Добряков или первый заместитель Алексей Еремеев. Но Еремееву буквально через двое суток после отставки Добрякова, по личной инициативе Алексея Чалого, и в нарушение регламента Законодательного собрания, депутатами было выражено недоверие. Так что кандидатура преемника губернаторского кресла, в расчете автора всей этой авантюры, была абсолютно очевидна…
Появление Добрякова в правительстве Севастополя неоднократно связывали с десятком возбужденных уголовных дел в адрес чиновников, и вполне логичным апогеем детективной деятельности бывшего офицера ФСБ могло бы стать «разоблачение» самого губернатора. Хотелось бы задать господину Добрякову вопрос: кто же автор этого «изящного» сценария? Хотелось бы, но рассчитывать на откровенный ответ не приходится.
Сегодня стало очевидно: местные элиты готовы любыми путями избавиться от губернатора, чтобы возобновить контроль над финансами и землями города. Маловероятно, чтобы данная «схема» долго оставалась в тени – уж больно эффективную мину изготовили, чтобы заложить под губернаторское кресло.
Петр Белик, Севастопольская панорама