Почему не растет «инвестиционное древо» Севастополя?

Легко генерировать идеи, плодить концепции, интриговать, поражать воображение соратников «космическими» теориями и сажать «алюминиевые огурцы». Намного сложнее, как выясняется, нести ответственность за взятые на себя обязательства и признавать собственные ошибки, а не искать постоянно себе оправдание и виноватых. Корпорация развития города не находит инвесторов, но рвется управлять ресурсами,  заксобрание саботирует принятие важных законов, но критикует правительство, а экс-спикер ЗС, приложивший руку к сегодняшнему цейтноту задолго до него, задает вопросы, которые стоит переадресовать ему самому.

Правительство Севастополя с лета 2018 года несколько раз вносило  на рассмотрение в парламент законопроект об упрощенной, бесконкурсной процедуре передачи земельных участков под реализацию социальных или крупных инвестиционных проектов. Закон был принят только 27 февраля 2018 года и только в первом чтении.

Глава корпорации развития Севастополя Олег Николаев, при отсутствии реальных инвесторов, вместо того, чтобы активно заняться их поиском, сосредоточился на поисках оправдательных контраргументов. При этом, губернатор города Дмитрий Овсянников, хоть и выразил определенное понимание сложности привлечения в город крупных частных инвестиций, судя, по всему, вечно ждать от КРС прорыва тоже не намерен.

А бывший «народный мэр» и экс-спикер заксобрания, депутат Алексей Чалый вообще вошел в образ критика-теоретика всех и вся, с облегчением избавившись как от не приносящих ему прибыли должностей, так и от тяжкого бремени вынужденной конструктивности. В интервью собственному изданию он, например, недавно заявил, что половина местного парламента выполняет «технические функции одобрения действий правительства без оглядки на их содержание». Видимо, поэтому, вторая половина ЗС, так называемая команда Чалого, и взяла на себя обязательство пробуксовывать все, что исходит от правительства, «без оглядки на содержание».

Алексей Чалый в марте 2016 представил концепцию законопроекта «О регулировании земельных отношений на территории города Севастополя в целях реализации инвестиционных проектов участников свободной экономической зоны». В марте 2018 губернатор Дмитирий Овсянников спрашивает – где закон?

Явившийся впервые за несколько месяцев на заседание заксобрания послушать отчет губернатора о работе правительства в 2017 году, Чалый, разумеется, не мог не затронуть тему отсутствия внебюджетных инвестиций, являющуюся ахиллесовой пятой исполнительной власти. В частности, «бывший народный» риторически поинтересовался у губернатора, не пора ли менять стратегию развития Севастополя. Довольно прозрачный намек на его стратегию, с которой чаловцы прошли в первое в севастопольской истории заксобрание и которая уже четыре года остается чисто «рекомендательной».

Нарисованное Чалым «инвестиционное древо» чахнет без генплана и необходимого закона

Губернатор ответил адекватно, фактически переадресовав Чалому его же апелляцию, что стратегию менять не нужно.

«Надо фиксировать, что правительство не дорабатывает в привлечении инвесторов, и не бояться этого. И работать ежедневно с крупными федеральными инвесторами. Мы впервые начали работу по улучшению инвестиционного климата. Я каждый день в этом направлении работаю, общаюсь с потенциальными игроками. Но ответственность лежит и на хозяйствующих субъектах, и на заксобрании. Может, наконец, примем закон о критериях? В вашем варианте, который вы сочтёте нужным, который, наконец-то, позволит предоставлять землю под реализацию инвестпроектов. Я даже вмешиваться не буду. Вы же по своему проекту знаете, как он сложно идёт. Когда, раз — и компания «Россети» отвалилась. Вы-то свой проект реализуете технически и получите заслуженную долю внимания, но городу-то что от этого, если «Россети» уйдут и не инвестируют свои миллиарды в обновление электросетевого хозяйства?» — спросил Овсянников.

В 2017 году объем инвестиций в Севастополь вырос в 1,6 раза. Губернатор напомнил, что в качестве целевого показателя на 2030 год в стратегии социально-экономического развития установлено значение в 28,8 млрд рублей инвестиций. Он подчеркнул, что подавляющее большинство – бюджетные инвестиции, и цель – привлечение частных. Но корпорация развития Севастополя, которую летом прошлого года возглавил Олег Николаев и на которую правительство возлагало особые надежды, до сих пор не реализовала ни одного инвестпроекта.

— Корпорация развития Севастополя эффективно работала, как контрагент в развитии инвестиционного рейтинга? Сейчас она эффективно работает? Но, может быть, её сейчас рано ещё оценивать? Через некоторое время оценим. Но я делаю всё, чтобы предоставить возможности. Вдруг корпорация развития рывок сейчас сделает в космос, и у нас новые инвестпроекты появятся и внебюджетные инвестиции, – оптимистично предположил Овсянников.

Упоминание космоса невольно ассоциируется с классическим:

«Вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить».

Чалый как в воду глядел. Пока именно так: «Кто пришел – тому и спасибо»

Шутка стала своеобразным ответом Николаеву, который вдруг самовольно занялся поисками «свободной» земли и «шлет» губернатору письма. Из последних шедевров выяснилось, что «заявки от резидентов индустриального парка превышают его площадь на 11,33 га», и что «корпорация самостоятельно нашла 20 участков общей площадью 79,85 га». Параллельно корпорация пытается получить официальный статус управляющей компании индустриального парка и просит правительство разработать регламент взаимодействия с КРС, наделив ее необходимыми полномочиями. Как и правительству, корпорации развития не хватает «соответствующей нормативной базы».

Выяснилось, что часть «обнаруженных» Николаевым участков принадлежат Минобороны, другие находятся в частной собственности. А некоторые уже используются правительством под социальные объекты. «С удивлением увидел, что на участке по улице Вакуленчука мы уже проектируем физкультурно-оздоровительный комплекс, детский сад. Как можно предлагать инвесторам такой участок?» – спросил Овсянников.

Решив «не вмешиваться» в разработку и принятие депутатами закона об инвесторах, губернатор исключил возможность критики документа, обвинений в свой адрес и дальнейшей пробуксовки в данном вопросе, тем самым пытаясь максимально ускорить процесс ко всеобщей пользе.

И Чалому с Николаевым, и «нетехническим» депутатам — нечем крыть. Действительно, что мешало Чалому, который с 2014 года разглагольствует о «понятных и прозрачных правилах игры», и в качестве спикера ЗС, и в качестве рядового депутата, продвигать определяющие эти правила законопроекты? Что мешает уже в 2018 году признать приоритетность принятия некоторых долгожданных норм? Ведь он лучше других понимает, «что закон дает региону».

Чалый поторопился с «отсечением» инвесторов, которых за полгода так и не нашел его соратник Николаев, но не торопится с продвижением соответствующего закона

Сначала Алексей Михайлович преподнес городу шокирующий сюрприз в виде провального генплана, который он заказал московским разработчикам и который горожане со скандалом отвергли, а теперь он пытается задавать губернатору «неудобные», по его мнению, вопросы о перемене инвестиционной стратегии, которую сам он четвертый год вполне органично принимает в качестве теории с «умными» картинками.

Генплан при этом, по чаловской же концепции, находится прямо по центру под «инвестиционным древом» — жизненно важной для него субстанцией. А одной из основных проблем инвесторов Чалый называет «чиновникозависимое» выделение земли. 

Самое время поинтересоваться – каким образом сам Чалый за четыре года повлиял на перелом этой ситуации, если не считать интриги с его театральными отставками и тотальную критику исполнительной власти просто по определению.

Закон о бесконкурсном выделении земли под масштабные и социально важные инвестпроекты есть в каждом субъекте Российской Федерации. И региональные корпорации развития, в основном, оправдывают свое существование эффективным взаимодействием с инвесторами и местной властью.

Севастополь относительно недавно находится в составе РФ, и многие экономические процессы, к тому же, осложняются западными санкциями. В таких условиях логична консолидация всех сил на благо региона. Почему же у нас все наоборот, и кому выгодно, чтобы город федерального значения «топтался на месте»? 

Анна Авдеева, Forpost-Севастополь.RU