Большая севастопольская тропа и не только. День третий из восьми

3-й ДЕНЬ ПОХОДА
ХРАМ СОЛНЦА – БАЙДАРСКИЙ ПЕРЕВАЛ – ЧЕРТОВА ЛЕСТНИЦА

Согласно плану похода, маршрут 3-го дня начинается с радиального выхода с турстоянки «Солнечной», на вершину Ильяс-Каи (Скалы Ильи – 682 м над ур. моря). Особенность этой горы состоит в том, что ее юго-западный склон – почти отвесная скальная стена, а северо-восточный склон пологий. Соответственно и маршруты подъема на вершину Ильяс-Каи кардинально различаются – от сложных до очень простых, доступных всем без специального снаряжения. По такому простому маршруту мы и отправимся на вершину.

Подойти к подножью горы можно за 3-5 минут по лесной тропе, идущей от деревянных стражников. У подножья горы лес заканчивается и перед нами открывается скальный склон с неглубокой косой расселиной, исполняющей роль тропы подъема. Но вскоре эта тропа раздваивается (см. фото ниже):

Одна тропа круто уходит вверх (желтая линия), а вторая (красная линия) вначале идет полого. Левая тропа после короткого взлета по скалам становится комфортной, а правая приводит к достаточно крутому каменистому кулуару. Несмотря на то, что вверху тропы сольются, удобнее подниматься по левой тропе.  

Подъем на вершину занимает около 20 минут. В 50 метрах от вершины видны следы раскопок. Здесь археологи обнаружили фрагменты древнего храма. Считается, что на этом месте стоял храм Святого Ильи Пророка. В ХI-ХV веках тысячи монахов, богомольцев и паломников из самых разных мест поднимались по крутым тропам к этому поднебесному храму, чтобы молиться Богу. Сейчас о былой святости этого места напоминает лишь установленный на вершине горы крест с гравировкой: «Спаси и сохрани».

Мы поднялись на вершину по простому пути, но желающие могут испытать себя на специально оборудованных крутых юго-западных склонах (вне программы БСТ), если обратятся к организаторам «Виа-ферраты на Ильяс-Кая».

Виа-феррата (в переводе с итальянского «дорога из железа») –  это скальный участок горы, оснащенный средствами страховки и самостраховки: стальными тросами или цепями, металлическими скобами, рифлеными упорами для ног, подвесными лесенками и т.д. Прохождение Виа-ферраты представляет собой преодоление сложных горизонтальных и вертикальных скальных участков с использованием специального альпинистского снаряжения.

Маршрут «Виа-феррата на Ильяс-Кая» состоит из двух последовательных этапов: Первый – подъем на гору Деликли-Бурун (609 м над ур. моря) и Второй – подъем на гору Ильяс-Кая (682 м над ур. моря). Гора Деликли-Бурун (с тюркского «Дырявый мыс») имеет и другие названия: «Лягушка» и «Краб» — за портретное сходство (см. фото справа). Первый этап восхождения простой, а второй – сложный, но его можно обойти по пешеходной тропе.

Ориентировочное время подъема с Южнобережного шоссе к началу Виа-ферраты – 30 минут; прохождение всего маршрута группой из 4-х человек – 2-3 часа; спуск на шоссе – около 50 минут. Стоимость участия 1 человека в Виа-феррата на Ильяс-Кая – 990 р.

Каким бы путем мы не поднялись на гору, с вершины Ильяс-Каи открываются прекрасные виды во все стороны. Прямо под нами видна бухта Ласпи с утопающими в зелени сосен пансионатами и базами отдыха, а западнее – бухта Батилиман и горный массив, простирающийся от мыса Айя до Куш-Кая.

Полюбовавшись всем этим великолепием сверху, пойдем на спуск по той же тропе, по которой поднялись на вершину.  

Далее по плану мы должны идти к горе Челеби. Вариантов перехода от Ильяс-Каи к Челеби много, но самый короткий путь – по той полуторакилометровой тропе, по которой мы накануне пришли на турстоянку «Солнечную». 

Начинается поход примерно в 80 метрах от деревянных стражников у хорошо обустроенного большого кострища. Туристическая стоянка находится в низине, поэтому тропа сразу довольно круто набирает высоту и выходит на площадку, с которой открываются интересные виды. В частности, оттуда хорошо видна долина у подножья Каланых-Каи (627 м над ур. моря).  Сочетание высоких скал вверху и буйной зелени в долине выглядит очень красиво (см. фото справа).

Тропа, по которой мы идем, не имеет развилок и хорошо  натоптана. В этом мы могли убедиться еще накануне, когда шли по этой тропе в противоположную сторону. Заканчивается тропа у 1-го навигационного столба на Т-образном перекрестке, где она пересекается под прямым углом с лесной дорогой. В месте пересечения нужно повернуть направо и подняться по дороге около 50 метров к выходу ее из леса на безлесную поляну, покрытую щебенкой. Продолжая идти в том же направлении, мы перевалим через небольшую возвышенность и пойдем на спуск. Место перегиба дороги отмечено на фото ниже желтым кружком:

Грунтовая дорога, по которой мы спускаемся, проложена петлями, которые видны издалека. Также эти петли дороги просматриваются, если периодически оглядываться назад. Спустившись на плоскогорье, мы продолжим движение по грунтовым дорогам в сторону горы Челеби.

Несмотря на обилие троп, пересекающих плато, большинство из них имеют одну и ту же северо-восточную направленность, так как идут они обычно к ресторану «Шалаш», Байдарским воротам или к Форосской церкви.

Детально пояснить путь к Челеби сложно, так как в этом районе с близкого расстояния вершина горы не видна из-за ее куполообразной формы. Но нам на вершину подниматься и не нужно, достаточно будет всего лишь траверсировать по тропе склон горы, оставляя ее справа, как это показано на фото справа:

Туры и здравый смысл выведут нас на северный склон Челеби, по которому проложены тропы, плавно спускающиеся на Байдарский перевал. Этот склон показан на фото ниже, а тропы на нем изображены условно в виде красной линии со стрелкой:

Здесь следует заметить, что легко доступен только северный склон горного массива Челеби-Яурн-Бели (657 м. над ур. моря). Южная, обращенная к морю, сторона массива представляет собой практически отвесную скальную стену, как и восточная сторона с примкнувшей к ней горой Форос.

Спуск на перевал по склону занимает около 15 минут. Тропа маркирована столбами. На крутом участке натянут трос и забиты скобы. По пути мы можем рассмотреть уникальную Форосскую церковь Воскресения Христова, стоящую на отвесной 400-метровой Красной скале (см. фото ниже):

Форосская церковь была сооружена в 1892 году по проекту архитектора академика Н.М. Чагина в память о том, что 17 октября 1888 года в крушении поезда спасся император Александр III и его семья. Финансировал строительство церкви форосский чайный магнат  А.Г. Кузнецов.

На Байдарском перевале есть возможность рассмотреть вблизи знаменитые Байдарские ворота (см. фото ниже), издавна считающиеся одним из красивейших мест в маршрутах всех путешествующих по Крыму. Дорога через перевал строилась по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова в период с 1837 по 1848 год. В честь окончания строительства на перевале были воздвигнуты Байдарские ворота. Этот памятник архитектуры был сооружен в 1848 году по проекту ялтинского архитектора К.И. Эшлимана.

Кроме архитектурных шедевров, на перевале можно ознакомиться с рестораном «Шалаш» и его фирменными блюдами — чебуреками и бараниной
по-байдарски, а затем приобрести рядом памятные сувениры. После этого нужно отправиться с перевала вниз по асфальтированному шоссе, спускающемуся на ЮБК. Минут за 15 мы спустимся к дому лесника, стоящему на крутом повороте шоссе вправо. В этом месте мы должны перейти с асфальта на левую обочину, где начинается широкая тропа, идущая вверх на Байдарскую яйлу.

Подъем на яйлу не сложен. Хорошая каменистая тропа без развилок и слишком крутых участков менее чем за полчаса приведет нас на яйлу к фундаменту разрушенного дома. Скальный мыс с упомянутыми руинами называется «Форосский кант». Его вершина отстоит на 660 метров от уровня моря (см. фото ниже):

Этот мыс очень популярен среди скалолазов. На его южной вертикальной стене проложено 14 маршрутов разных категорий сложности. К сожалению, гора забрала много человеческих жизней. У края обрыва на скалах укреплены металлические таблички с именами погибших здесь скалолазов.

Поскольку в горах Крыма в осенне-зимний период часто бывают сильные туманы, а тропы засыпает снег, вдоль троп на яйлах строят пирамиды из камней (туры), помогающие не сбиться с пути в непогоду. Вот и наша тропа добросовестно промаркирована турами.

Минут через 20 ходьбы от развалин дома на Форосском Канте наша тропа пойдет на понижение и вольется под острым углом в каменистую дорогу, которую называют то Римской, то Мордвиновской. Те, кто считает дорогу Римской, настаивают, что эту дорогу к перевалу Шайтан-Мердвен (Чертова лестница) проложили римляне. Но далеко не все специалисты историки согласны с этим, так как римские дороги строились по очень жестким канонам, многие из которых в данном конкретном случае нарушены. Эти историки считают, что более справедливо назвать дорогу именем командующего Черноморским флотом графа П.А. Мордвинова, который в конце XVIII века восстановил старые разрушенные дороги на Байдарской яйле и использовал их для вывоза леса, необходимого флоту. Но, кому бы ни принадлежала пальма первенства в создании этой дороги, она много веков служат людям, в том числе используется и сейчас.

Шагая по Мордвиновской дороге, проложенной по северным отрогов Главной гряды Крымских гор, трудно себе представить, что буквально в 200 метрах к югу эти отроги превращаются в скальные мысы и обрываются в море вертикальными стенами. Чтобы увидеть это, поднимемся на вершину одного из этих мысов.

Удобнее всего подняться на вершину мыса Кильсе-Бурун, (712 метров над уровнем моря), который появится на фоне неба справа по ходу нашего движения. На склоне этого мыса хорошо видна тропа, идущая к его вершине (см. фото справа).

Кильсе-Бурун в переводе с тюркского означает «Церковный мыс». Такое название мыс получил после того, как на его вершине обнаружили руины культового сооружения.

С запада к мысу Кильсе-Бурун примыкает горный массив Мшатка-Каясы (с тюркского – Средний Горный Массив), состоящий из трех скальных мысов: Восточного бастиона, Центрального бастиона и Форосского канта (см. фото слева).

Слившись воедино с Кильсе-Бурун, эти мысы образовали западную часть Байдаро-Кастропольской стены – горного массива, любимого скалолазами. Поднявшись на Кильсе-Бурун, можно в деталях рассмотреть живописные скалы, после чего спуститься на дорогу и продолжить путь в сторону Чертовой лестницы.

Вскоре мы подойдем к развилке: если повернуть влево, мы окажемся на поляне с большим кострищем – это туристическая стоянка «Чертова лестница», а если идти прямо, то через 30-40 метров мы подойдем к верхнему памятнику партизанам (см. фото справа). Это конец маршрута 3-го походного дня.

КМС по горному туризму — В.Пучков

Форпост-Севастополь.ру