8-й ДЕНЬ ПОХОДА
ЭСКИ-КЕРМЕН – 2-й КОРДОН – ИНКЕРМАН
Итак, наступил последний день нашего 8-дневного похода. Его главными задачами являются переход через 2-й кордон от Эски-Кермена в Инкерман и знакомство там с интересными местными достопримечательностями.
Существует несколько вариантов перехода от Северной оконечности крепости, где была наша ночевка, ко 2-му кордону. Поскольку накануне мы внимательно осмотрели Пещерный город от его южной оконечности до северной, нет необходимости снова подниматься туда и проходить крепость теперь уже в обратном направлении – от северной оконечности к южной. Вместо этого лучше пересечь долину Джурла, ограничивающую нашу столовую гору с Запада, подняться потом на плато Топшан, расположенное за этой долиной, и отправиться ко 2-му кордону.
Понимая, что этой информации недостаточно, чтобы среди множества троп и дорог найти нужную тропу, предлагаю пошаговые рекомендации для прохождения этого участка:
- От Северного дозорного комплекса отправимся на Юг по грунтовой дороге, опоясывающей столовую гору. Крепость все время остается слева. На развилках выбираем нижнюю дорогу.
- Минут через 20 мы выйдем на дорогу, которая пересечет наискось два поля и выведет нас к началу тропы подъема на плато Топшан. В начале этой тропы стоит поржавевший металлический указатель. Раньше на нем было написано: «Кордон №2 — 4 км».
- Поднимемся по тропе на плато Топшан (это займет не более 10 минут).
- Дальше минуты 3-4 будем идти по хорошей тропе, пересекающей большую поляну. Тропа приведет нас в лес к важной развилке, на которой нужно выбрать левую тропу и идти минут 5 до того места, где наша тропа вольется в дорогу. Продолжим движение по этой дороге в прежнем направлении.
- В течение следующих 5-7 минут мы пересечем поляну, потом – широкую грунтовую дорогу и выйдем в начало абсолютно прямого участка лесной дороги.
- Через 10 минут мы пересечем под острым углом хорошую грунтовку и продолжим движение в прежнем направлении. До 2-го кордона от этой развилки остается около 17 минут хода (7 минут по лесной грунтовке и 10 минут по крепкой каменистой дороге, на которую выведет нас грунтовка). В итоге мы окажемся у маленького убогого домика (см. фото ниже), который вместе с приусадебным участком и есть «2-й кордон».
Сейчас на 2-м кордоне располагается лесничество, а раньше эти угодья знавали лучше времена. Во второй половине 18-го столетия здесь находился хутор, пожалованный за ратные заслуги командующему Черноморской эскадрой контр-адмиралу Фоме Фомичу Меккензи – англичанину, служившему на российском флоте. Вскоре после награждения контр-адмирала хутор стали называть по его фамилии, а еще через какое-то время вся территория в районе хутора получила название «Меккензиевы горы».
Рядом с домиком есть отличный колодец с «журавлем», поэтому там была организована туристическая стоянка. Но мы останавливаться не будем, так как по плану нам предстоит еще переход в Инкерман и знакомство там с пещерным монастырем, каменоломней и старинной крепостью.
Те, кому это необходимо, при переходе в Инкерман могут использовать мои пошаговые рекомендации:
- Покинув территорию 2-го кордона, продолжим движение по той же каменистой дороге, которая привела нас на кордон. Через 10 минут от этой дороги ответвится вправо грунтовка, на которую нам следует перейти.
- Грунтовка пройдет под линией электропередачи и через 5 минут выйдет к небольшой поляне, расположенной слева от дороги. В конце этой поляны от дороги ответвится влево тропа, на которую нам следует свернуть (не пропустить!).
- Около 10 минут мы будем идти по широкой тропе, которая подведет нас к высокой насыпи, по которой проложено автомобильное шоссе в обход Инкермана.
- Нужно подняться на эту насыпь, пересечь шоссе, найти тропу спуска и спуститься с насыпи.
- Внизу надо пройти вправо 10-15 метров, найти начало плохо различимой тропы, уходящей от насыпи под прямым углом, и идти по этой тропе, которая вскоре станет более заметной.
- Минут через 8 тропа выведет нас на проселочную дорогу, слева от которой тянется широкая полоса высоких сосен.
- Через 3-4 минуты мы пересечем грунтовую дорогу и выйдем к полю, за которым находится старая миндалевая роща.
- Примерно 10 минут потребуется, чтобы пройти поле, миндалевую рощу и подойти к началу спуска в Цыганскую балку.
- Спуск в Цыганскую балку и проход дачного кооператива до автомобильного туннеля под железнодорожными путями займет около 35 минут и еще 25 минут потребуется для перехода от туннеля до остановки автобусов, идущих в центр города и на 5-й километр Балаклавского шоссе.
Для запланированного знакомства с достопримечательностями Инкермана нужно подъехать на автобусе к остановке «Втормет» (это близко), перейти там через дорогу, пройти метров 100 в направлении обратном движению автобуса и далее следовать указателям, ведущим в Пещерный монастырь Святого Климента.
Не вдаваясь в детали религиозной тематики, посмотрим архитектурные особенности этого пещерного монастыря, в состав которого входят 8 храмов, соединенных между собой вырубленными в скале лестницами и проходами. Вход в монастырь оформлен очень скромно – скалы и зелень (см. фото справа):
Первой из 8 храмов монастыря прихожан встречает Церковь Андрея Первозванного (см. фото ниже):
Эта церковь оформлена наиболее аскетично. Ее голые стены похожи на стены пещер таких горных монастырей как Мангуп-Кале, Чилтер Мармора, Шулдан и др.
В то же время в состав монастыря Святого Климента входят и очень нарядно оформленные храмы. Пример тому – белоколонный храм Святого Пантелеймона (см. фото ниже):
Для обустройства в рукотворных пещерах монастырской братии нужна не только физическая сила камнетесов, но и инженерные познания. Иначе как разместить тяжелую церковную звонницу на вертикальной стене? Пришлось проектировать балкон и рассчитывать нагрузку на крепление колоколов (см. фото ниже):
После звонницы прохода по двору монастыря нет. Дорогу преграждают запертые ворота. Чтобы покинуть территорию монастыря, нужно вернуться к Храму Святой Троицы и выйти через калитку на железнодорожную насыпь, закончив таким образом краткое знакомство с монастырем.
Выйдя с территории монастыря, мы окажемся неподалеку от заброшенного карьера, где раньше добывали инкерманский камень. Поскольку это интересный и необычный объект, познакомимся с ним. Для этого повернемся так, чтобы монастырь оказался слева от нас, и двинемся в путь по тропе, проложенной между железнодорожным полотном и скальной стеной с многочисленными гротами и пещерами (см. фото слева).
Те, кто выезжал на поезде из Севастополя, помнят, какой вид направо открывался из окон вагона после очередного «выныривания» поезда из темного инкерманского туннеля. Это было очень красиво, — казалось, что не мы несемся вдоль залитой солнцем каменной стены, а на огромном экране прокручивается ролик, где живописные скалы проносятся в опасной близости от нас, и нет им конца. Примерно такие же ощущения будем испытывать и мы, шагая по тропе вдоль скальной стены.
Когда мы пройдем 150-200 метров, от нашего железнодорожного полотна ответвится влево грунтовая дорога, по которой нам нужно продолжить свой путь. Примерно через полчаса хода от монастырской калитки перед нами слева откроется циклопический туннель, ведущий в заброшенный карьер (см. фото слева):
Нужно свернуть в этот туннель и пройти через него в гигантскую котловану, образовавшуюся в результате добычи инкерманского камня (см. фото ниже):
О масштабах добычи камня можно судить, взглянув на стены карьера, в который мы вошли через туннель. Инженерные оценки показали, что глубина карьера несколько десятков метров, но точно ее назвать нельзя, так как дно карьера затоплено – там образовалось большое красивое озеро (см. фото ниже).
Воды родников, питающих это озеро, отличаются изумительной чистотой и прозрачностью, особенно заметными на фоне белого дна карьера.
Получив общее представление о том, где и как добывается инкерманский камень, отправимся из карьера по дороге вверх на плато, чтобы познакомиться там со средневековой крепостью Каламита, оборонительные башни которой хорошо видны на фоне неба (см. фото ниже):
Идея строительства крепости Каламита принадлежит Мангупским князьям, которые на рубеже XII и XIII веков создали в Крыму княжество Феодоро с центром на горе Мангуп. Изначально в состав княжества входили земли бассейнов рек Бельбека и Черной, а также часть Южного берега Крыма. Как и другие народы Таврики, феодориты в те времена подвергались набегам золотоордынских полчищ. Не прочь были поживиться территорией соседей также генуэзцы и крымские татары. Генуэзцы, например, не могли смириться с тем, что феодориты, построившие в верховьях Ахтиарской (ныне Севастопольской) бухты порт Авлиту, заметно увеличили за счет них свой товарообмен со странами Средиземноморья.
Понимая это, Мангупские князья решили для защиты порта построить рядом с ним крепость Каламиту (в переводе с греческого – «Хороший мыс»). Для строительства была выбрана столовая гора, называющаяся сейчас Крепостной, на которой мы сейчас находимся. В 1427 году строительство крепости завершили, однако Каламита не была надежным укреплением. Стены ее имели толщину всего один метр, полубашни были прямоугольными, а не круглыми, оборонительные рвы отсутствовали. Это привело к тому, что, когда турки в 1475 году напали на Крым, Каламита не смогла оказать серьезного сопротивления и турки быстро захватили ее.
Практически сразу же после овладения крепостью турки начали укреплять ее. Они в два раза увеличили толщину стен, заменили прямоугольные полубашни круглыми башнями, вырубили сухой ров вокруг крепости, а над башней с Главными крепостными воротами возвели артиллерийский каземат. Турки не только перестроили крепость, но также дали ей новое название – «Инкерман», что в переводе с тюркского означает – «Пещерная крепость».
В настоящее время крепость Каламита находится в плачевном состоянии, но есть планы ее реставрации. Надежда, что эти планы будут реализованы, зиждется на том, что некоторые элементы крепости, как это ни странно, сохранились. Кроме башен и полубашен, это сухой ров, фрагменты крепостной стены и боевые пещеры. Осмотром их мы завершим нашу экскурсию в крепость и весь поход. Мне остается пожелать всем участникам похода крепкого здоровья, надежных друзей и новых интересных путешествий.
КМС по горному туризму — В.Пучков