Вино в России может подорожать на 15% из-за обязательной маркировки

Ассоциация «Винодельческий союз» (в нее входят «Кубань-вино», «Фанагория», «Мильстрим черноморские вина» и др.) обратилась к вице-премьеру России Дмитрию Григоренко с письмом о нецелесообразности введения маркировки «Честный знак» для винодельческой продукции. Об этом пишут «Ведомости».

Эксперимент по маркировке некоторых видов алкоголя с 1 июня 2022 г. по 31 августа 2023 г. предложил Минпромторг. Соответствующий проект постановления размещен для обсуждения на портале проектов нормативно-правовых актов. В перечень товаров для участия в нем включены виноградные вина (в том числе крепленые), вермуты, ликеры, спиртовые настойки и т. д. Такие эксперименты проводят перед обязательным внедрением системы.

Ассоциация в своем письме указывает, что введение маркировки приведет к увеличению затрат у производителей. Например, сам цифровой код стоит 50 коп. за штуку, а маркировочные этикетки – не менее 20 коп. и т. д. Кроме того, потребуются затраты на приобретение оборудования, запчастей, техническое обслуживание системы, наем дополнительного персонала и т. д., говорится в обращении. Рост издержек, в свою очередь, приведет к повышению отпускных цен на продукцию (в зависимости от типа и объема тары) на 4–8%, что вместе с торговыми наценками и дополнительными затратами на обработку кодов составит не менее 15% для конечного потребителя.

В письме также сказано, что из-за низкой покупательной способности россиян такой рост приведет к снижению потребления качественных легальных напитков и налоговых поступлений в бюджет. Авторы обращения не видят смысла во внедрении новой системы для алкоголя – такая продукция уже маркируется федеральными специальными марками, а все операции с ней отражаются в системе ЕГАИС.

Маркировка «Честный знак» внедряется в России уже несколько лет для борьбы с нелегальным оборотом товаров, система стала обязательной для минеральной воды, молочной продукции, сигарет, шуб, лекарств и т. д. С 1 декабря 2022 г. она будет обязательной и для пива. Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

Представитель ЦРПТ уверяет, что ничего из перечисленного виноделами не произойдет: цифровой код маркировки будет размещаться на бумажной марке, которую производители уже наносят на свою продукцию, новых затрат на это не потребуется. Дублирования системы ЕГАИС не будет – ее интегрируют с «Честным знаком», интерфейс будет единым. Похожий подход уже применен для молочной продукции, рассказывает представитель ЦРПТ. С подорожанием продукции он также не согласен – в других категориях, где внедрялась маркировка, этого не произошло. Зато эта система приводит к обелению рынков, добавляет он.

Центр развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» оценивал нелегальный алкогольный рынок в 2021 г. в 26–35% от всего потребления в стране. Реально доля ниже – максимум 15%, уверяет человек, работающий на алкогольном рынке.

Ранее с аналогичной просьбой отказаться от маркировки к премьеру Михаилу Мишустину обратились Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), Федерация рестораторов и отельеров, «Опора России», Комитет производителей алкогольной продукции. ЕГАИС — эффективная государственная система, зачем ее дублировать — непонятно, говорит вице-президент «Опоры России» и президент Simple Group Максим Каширин. По его словам, «оператором же «Честного знака» является частная компания – это вызывает вопросы у всех». Введение новой системы увеличит административную и финансовую нагрузку для всех участников рынка, продолжает Каширин. Если взять за пример маркировку воды, фактические затраты для импортной продукции вдвое превзошли предварительную оценку. Это может привести к 15-20%-ному росту стоимости импортной минеральной воды в ритейле.

Прогнозировать повышение цены для алкоголя пока сложно, но учитывая, что основная доля в потреблении приходится на недорогую продукцию (200-250 руб. за бутылку), то «очевидно, что подорожание может быть значительным», замечает эксперт. В лучшем случае маркировка может продублировать ЕГАИС, соглашается с ним президент СПАП Игорь Косарев. По его мнению, на ситуацию с потреблением нелегальной продукции это никак не повлияет. Он напоминает, что теневой оборот зачастую сосредоточен, например, в магазинах без лицензии, тогда как в легальной рознице такого алкоголя нет. Помочь тут может не еще одна система контроля, а либерализация законодательства, считает Косарев. Например, можно разрешить получать лицензию индивидуальным предпринимателям, у которых сейчас такой возможности нет.

Минпромторг пока не знаком с содержанием писем, сказал его представитель.

Ранее сообщалось, что в России с 1 января повышены акцизы на пиво, а также на сидр, пуаре и медовуху.

Ранее сообщалось, что российские виноделы предложат ввести специальный акциз на иностранные вина.

Откроется в 2025 году: в Крыму построят центр селекции винограда за 3,2 млрд рублей.

Ранее сообщалось, что севастопольские виноградники признаны самыми дорогими в России.

До этого Росреестр предложил ввести новую категорию земель с отдельным видом разрешенного использования «под виноградарство», сообщила пресс-служба ведомства.

За 7 лет виноградарские предприятия Крыма получили более 2 млрд рублей господдержки.

Ранее эксперты спрогнозировали рост цен на виноград для производства вина на 30%.

Фото: pixabay.com