Примерно 26-35% алкоголя, употребленного россиянами в 2021 г., относятся к нелегальной продукции, говорится в приведенных РБК результатах исследовании экспертов центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково». Этот уровень специалисты оценили как «опасно высокий», пишут Ведомости.
Эксперты назвали две основные причины высокой доли потребления контрафактного алкоголя в России. Первая связана с желанием граждан избежать мест скопления людей на фоне пандемии коронавируса, в связи с чем люди стали отдавать предпочтение «магазинам у дома». При этом у подобных точек продаж зачастую нет лицензий на торговлю алкоголем, так что они делают это «из-под полы». По данным, полученным «Сколково», сейчас в России насчитывается примерно 400 000 таких магазинов.
Вторая причина — это снижение доходов населения на фоне высоких цен на легальный алкоголь и высокую маржинальность производства нелегального. Производители не могут конкурировать с теми, кто делает спиртное нелегально, из-за акциза, НДС и ежегодного повышения минимальной розничной стоимости.
28 декабря аналитики компании по кибербезопасности Group-IB сообщили, что впервые с 2019 г. зафиксировали рост оборота нелегальной продажи алкоголя через интернет в России. Его общий объем за 2021 г. они оценили в 2,75 млрд руб. после 2,5 млрд руб. в 2020 г. Большая часть подобных продаж была осуществлена через социальные сети и мессенджеры.
Причиной роста интереса к теневому рынку эксперты назвали популярность дистанционных покупок в период пандемии коронавируса, а также рост цен на алкоголь. По данным Росстата, в ноябре стоимость подобной продукции увеличилась на 2,46% в годовом выражении. При этом официально торговля алкоголем через интернет в России запрещена.
СМИ пишут, что в России планируют повысить минимальную розничную цену на крепкий алкоголь.
Россияне «подсели» на слабый алкоголь: продажи выросли на 37%.
Фото: pixabay.com