После того, как француз Луи Блерио перелетел пролив Ла-Манш на моноплане, в Российской империи стали рассматривать возможность развития авиации. Для военного дела такая перспектива была весьма привлекательна. Комитет по усилению военного флота во главе с великим князем Александром Михайловичем анализировал, насколько актуально такое решение. Выдвинули гипотезу о том, что создание Военно-Воздушного флота будет не менее значимо, чем укрепление морского. Николай II поддержал такую инициативу: в феврале 1910 года правитель разрешил использовать 990 тысяч рублей на создание воздушного флота.
Новости по теме: Живые легенды: подвиг «Меркурия» – потомству в пример
В марте 1910 года 12 российских военнослужащих направились во Францию для обучения авиационному делу. Было очевидно, что 6 пилотов и 6 мотористов не смогут оказать существенного влияния на развитие военно-морского ведомства. Именно поэтому уже в мае под Санкт-Петербургом была открыта первая Офицерская воздухоплавательная школа. Из-за неблагоприятных погодных условий занятия зимой здесь были невозможными, и возникла необходимость в создании авиационной школы на юге России. Выбор пал на Севастополь. 11 ноября 1910 года здесь началась активная подготовка российских авиаторов.
Известный историк Аркадий Беляков утверждает, что место рождения морской авиации — Санкт-Петербург. В качестве даты при этом приводится 6 августа 1912 года, день, в который на воду спустили гидроаэроплан. Именно с этого ключевого момента началась деятельность Опытной авиационной станции морской авиации.
Наряду с этими историческими фактами, есть информация о том, что первый полет на моноплане в России был совершен над Куликовым полем близ Севастополя. Это случилось 16 сентября 1910 года, пилотом был морской офицер Станислав Дорожинский. По мнению некоторых историков, это время и место также можно рассматривать в качестве дня и места рождения морской авиации.
На страницах Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала от 19 ноября 1910 года фигурирует запись: «Итак, Севастополь должен гордиться: на его долю выпала одна из видных ролей в деле завоевания воздуха и насаждения авиации в армии и на флоте». И, несмотря на то, что указать точное время и место зарождения Военно-Воздушного флота довольно трудно, севастопольцы могут в очередной раз восхититься великим прошлым своего легендарного города.