Поиск места гибели госпитального судна «Белосток» начнется в июле. Об этом заявил руководитель экспедиции, ведущий научный сотрудник Севастопольского государственного университета Виктор Лебединский, сообщает пресс-служба вуза.
Ученые намерены провести мемориальные мероприятия на месте гибели людей, находившихся на госпитальных транспортных судах «Белосток» и «Ленин», погибших у берегов Крыма.
«Мы можем найти транспорт, изучить обстоятельства его гибели и дать точку на карте, где этот транспорт погиб. В данный момент мы не может сказать в каком месте это случилось. Если на каких-то кораблях, судах санитарно-транспортных, которые затонули у берегов Крыма проводятся мемориальные мероприятия, отдание воинских почестей, то в данном случае, найти место гибели этого судна — наш гражданский долг», — рассказал Виктор Лебединский.
Организаторами и участниками проекта выступили Российское военно-историческое общество, Севастопольский госуниверситет и Русское географическое общество. В экспедиции примут участие магистранты СевГУ.
Район проведения поисковых работ определен на основании архивных данных по организации движения кораблей на коммуникациях Черноморского флота в 1942 году.
«Точка находится в 20 милях южнее мыса Фиолент. Однако известные координаты без секунд, соответственно квадрат поиска составляет 4×4 километра. Это в лучшем случае объект в этом квадрате, в худшем — судно может быть несколько южнее. Если судно попадает на край плато, то точка находится на глубинах порядка 250-300 метров. Если все-таки корабль затонул несколько южнее, то он попадает на свал и его глубина залегания может быть свыше 500 метров и даже до полутора километров, что существенно усложнит поиски», — рассказал Лебединский.
Если объект находится на плато, он будет обнаружен и обследован в этом сезоне.
Для проведения поиска и обследования мест затопления объектов будет использовано оборудование Центра морских исследований и технологий СевГУ: гидролокатор бокового обзора, морской магнитометр, набор морской высокоточной навигации, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Марлин 350».
Предполагаемая глубина залегания судна «Белосток» — 250-300 метров, грузопассажирского парохода «Ленин» — 94 метра.
Справка
Санитарно-транспортное судно «Белосток», бывший испанский пассажирский лайнер «Ciudad de Ibiza». Был построен в 1933 г. Прорвался из фашистской Испании в СССР в июле 1938 г. и в 1939 г. был включен в состав Черноморского пароходства. Первоначально назывался «Транспорт № 4», а в октябре 1939 г. был переименован в «Белосток». Работал на Крымско-Кавказской линии сообщения. Водоизмещение: 2043 т. Размеры: длина — 75 м, ширина — 11,14 м, осадка — 4,7 м. Скорость полного хода: 12,5 узлов. Силовая установка: 2 дизеля по 1500 л. с. Экипаж: 127 чел.
С началом войны судно было мобилизовано и передано медицинской службе.
Медицинский персонал 15 человек: 3 врача, 10 медсестер, 2 санитара. Всего судно выполнило 19 эвакорейсов, в 1941 г. — 9, в 1942 г. — 10. Из Одессы — 6 (1920 чел.). Севастополя — 11 (3389 чел.), с Керченского полуострова — 2 (633 чел.). Общее количество эвакуированных — 5942 чел., из них 615 лежачих, максимальное количество за рейс — 611 чел.
Грузопассажирский пароход «Ленин» был построен в Данциге в 1909 году по заказу «Добровольного флота». Первоначальное название — «Симбирскъ». До 1920 года работал на линии между Владивостоком, Шанхаем, Нагасаки и Цуругой. В июне 1920 года арестован в порту Нагасаки и передан под контроль эмигрантского правления «Добровольного флота». В 1922 году возвращён СССР. В 1923 году переименован в «Ленин». В 1924 году корабль был переведён на Чёрное море, под управлением Совторгфлота обслуживал курортные маршруты, затем линию Одесса — Новороссийск.
27 июля 1941 года конвой из трёх транспортных судов — «Ленин», «Грузия» и «Ворошилов» — в сопровождении сторожевого катера вышел из Севастополя. В районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на мине, по другим данным — был торпедирован подводной лодкой и через несколько минут затонул.
Ранее сообщалось, что РВИО и СевГУ планируют морскую экспедицию по поиску теплохода «Белосток».
Фото: СевГУ, kruiznik.ru