Они собираются во дворах с наступлением темноты. Человек сто, и все на автомобилях. Одеты в камуфляж, в руках – фонари, в смартфонах загружены «Яндекс карты». После соответствующего сигнала на телефоне все они одновременно заводят автомобили и начинают поиски в ночном городе. Нет, ищут не клад, а… коды. Они не нарушают правопорядок, а всего лишь играют. Они – участники автоквеста «Тайна. Городские квесты», развлечения, которое популярно в Севастополе вот уже десять лет.
Участники автоквеста перед стартом игры
Невиртуальная реальность
Автоквест — это вид интеллектуально-подвижных игр, связанных с городским ориентированием. Его цель — расшифровать место на обусловленной территории, а также действия, которые необходимо выполнить для прохождения задания. В Севастополе автоквесты организовывает семейная пара – Василий и Мария Третьяковы. Но сами они в шутку уточняют, что организаторов больше: «Нас четверо. Еще сын и собака».
Сама мысль проведения автоквестов в Севастополе посетила Василия Третьякова много лет назад.
«Вообще, идея появилась еще в детстве, когда я играл во всякие компьютерные квесты, — говорит он. — Мне очень нравилась игра Neverhood — про пластилинового человечка, путешествующего по пластилиновому миру. И вот когда я ее проходил, у меня в голове возникла мысль: как было бы классно, если б сделать это не на компьютере, а в реальной жизни. Но я был довольно маленький, еще не понимал, как это реализовать. Позже я увидел ребят, которые играют, сам поучаствовал, и со временем пришел к тому, что нужно делать свой проект. В этом году будет уже 10 лет со дня первого квеста».
В обычной жизни Василий занимается разработкой электроники, Мария растит ребенка. Пара вместе с 2009 года. Познакомились на квесте: Мария была участницей игры, организованной Василием. Затем уже Мария стала организатором, а Василий начал заниматься своим делом, ушел «на второй план». Сейчас руководит всеми играми Мария, а Василий ей помогает.
Организаторы автоквестов в Севастополе, Василий и Мария Третьяковы
Порядок игры
Каждая игра начинается с небольшого брифинга. После того, как все команды получат данные для входа в специально разработанную игровую систему («движок»), организаторы подробно рассказывают о специфике игры и особых моментах, на которые участникам нужно будет обратить внимание. Затем звучит кодовое слово, которое нужно вбить в поле для ввода кода. Это и есть начало игры.
На автоквесте участников ждет ночь, полная загадок и трудностей: они ездят на автомобилях по городу и за его пределами, исследуют заброшенные здания, ищут коды, вносят их в специальное поле, общаются с «агентами» (актерами, работающими на локациях), выполняют все задания, подготовленные организаторами. Для одного квеста используется 3-4 локации, а в игре, как правило, 7-8 заданий.
Участники автоквеста ищут коды
«Локации повторяются очень редко, — говорит Мария Третьякова. – Мы стараемся каждый раз выбирать новые и чистые, потому что, если брать центр города, то заброшенные здания часто завалены мусором. Мы стараемся не использовать такие локации, чтобы командам самим было приятно участвовать. Едем по городу, во все улочки заворачиваем, во все дырки заглядываем. Самое главное при выборе локации — она не должна охраняться, не должна быть обнесена забором, не должна быть опасна. Если она нам подходит, то можно ее использовать».
Каждый автоквест привязан к какой-то теме – будь то событие или дата. Первая тематическая игра называлась «Равняйсь, смирно!», и была она про новобранцев в армии. Участники чистили картошку, ходили строем. Какие только задания с тех пор не приходилось выполнять игрокам, говорят организаторы.
«Было это на площади Ушакова, — вспоминает Василий Третьяков. — Один игрок был собакой-поводырем, а второй был слепым, ему завязывали глаза. Игрок-собака не мог говорить, мог только лаять. Были спрятаны коды. «Собака» ищет коды, и своему поводырю этот код «лает». То есть такая картина: ходят люди на четвереньках с поводком, гавкают, а за ними идут люди. И тут приходит полицейский, с настоящей собакой. Он так себя неловко чувствовал… Когда мы объяснили, что это игра, он сказал: «Все понятно, но почему на моем участке?».
Участники тематических автоквестов проходят задания
Игры для каждого
Игры проходят каждые две недели, и они не повторяются. Но «в копилке» организаторов есть такие автоквесты, которые можно пройти в любое время.
«Сейчас мы запустили квест «Севастопольские истории», который доступен в любое время, — рассказывает Мария. — Он завязан на истории Севастополя, мы используем не заброшенные здания, а только исторические места. Этим квестом мы знакомим с необычными событиями из истории города. В обычной жизни человек вряд ли возьмет книгу и начнет что-то читать, а в формате квеста ему интересно: он что-то ищет, разглядывает, и тем самым, изучает историю Севастополя».
Как правило, в таких квестах часто участвуют дети, поскольку проходят они днем.
В среднем, в стандартном автоквесте играет 20 команд. Это около ста человек. Есть люди, которые уже давно «в деле» – их называют пенсионеры, потому что «они много возмущаются и ворчат». Есть команды и участники, которые играют с самой первой игры. И, как правило, ее – первую попытку пройти автоквест – игроки не забывают никогда.
«Пять утра… мы в каких-то гаражах на Горпищенко, под дождем, из клеточек должны составить слово… кааааак??? – делится воспоминанием о первой игре Екатерина Дьяченко. – Но! Теперь хочу сказать самое главное — мы ни капельки не жалеем, что мы попробовали».
«Агент-лиса, олимпийка, раллийка и что-то там еще, что было для нас абсолютным открытием, — вспоминает первый автоквест участница Анна Королева. — Драйв, адреналин, позитив зашкаливали. Выполняя задания, мы не замечали ни времени, ни расстояния. Ласпи, Сарыч, Байдарские ворота, Форос, Кацивели, Симеиз… Вот там, да-да, только в Симеизе до нас дошло, что загород Севастополя — это уже пригород Ялты».
Бывали также случаи, когда приходилось «пощекотать нервы». Причем обычно достается организаторам, еще на стадии подготовки к заданиям.
«Иногда бывает очень страшно заходить в локации, — говорит Мария Третьякова. — Когда ты играешь, ты знаешь, что организаторы здесь были, они проверили локацию, они знают, что все в порядке. Если мы перед игрой видели на локации бомжа, мы пишем: «Бомжа не трогать, он тихий». Он прикрывается одеялком и спит. Иногда бывает, что в какой-то заброшенный объект ночью ты боишься зайти, и мы друг друга сами своими шорохами пугаем. Был такой момент: я сидела в машине, а Вася (второй организатор автоквеста, Василий Третьяков – прим. ред.) с другим парнем пошли обрисовывать локации. И вижу: бегут с этой локации со всех ног. Спрашиваю, что случилось. Они: «Там кто-то есть, там шорох!». А буквально через минуту оттуда выбегает маленький щенок и смотрит по сторонам. Испугались щенка».
За все время проведения автоквестов было несколько небольших перерывов. Последний пришелся на отключение электроэнергии в Крыму в 2015 году. Тогда блэкаут настиг участников прямо во время игры. С тех пор автоквесты проходят каждые две недели. Вскоре организаторы также запустят пешеходные квесты – уже продуманы маршруты и локации.
Майя Победная, Forpost-Севастополь.RU