Представители строительного бизнеса предполагают, что для создания преференций одним застройщикам и выталкивания с рынка других используются документы департамента архитектуры и градостроительства по проектам планировки и межевания территорий, а также нюансы градостроительного законодательства.
С завидной регулярностью ДАиГ правительства Севастополя объявляет посредством своего Интернет – ресурса общественные слушания по проектам планировки территорий. В большинстве случаев общественности должны импонировать представляемые проекты, так как они позволяют избавить город от хаотичной застройки – наследства украинского дерибана земель. Но в этом «потоке» проскальзывают и затем исчезают и такие документы, которые можно расценивать как «заказные» под определенных «точечных» застройщиков. Выполнены они юридически ювелирно, но увидеть в них «торчащие уши» все-таки можно.
Как пример, история с «Проектом планировки и проектом межевания территории в районе пр. Октябрьской Революции — сквера им. Астана Кесаева».
Распоряжение о разработке документации по данной территории было издано в конце ноября 2020 года сразу же с «нюансом»: впервые в распоряжении не был указан, кто конкретно является заказчиком разработки, а просто «некий заявитель».
Данный факт заставил насторожиться обладающих там земельными участками застройщиков. Тем более, что одному из них на просьбы провести за свой счет работы по проекту планировки территории в части приведения своего участка к нормативам («выравнивание» красных линий и возможность использования всего участка) шли отказы под разными предлогами. И, как выяснилось, тревожились не зря.
Из опубликованных во время проведения общественных слушаний картографических материалов выяснилось, что выделенный при Украине под торговый центр участок с кадастровым номером 91:02:001013:493 по пр. Октябрьской Революции, 52-Б неожиданно получил вид разрешенного использования «Для строительства и обслуживания жилых домов с обустройством торговых помещений» и изменил конфигурацию. Похоже, разработчики нового проекта планировки восполнили нехватку площади для строительства соседним участком общего пользования, на котором проводилась «ярмарка выходного дня».
Таким образом, во-первых, проектом допускается уплотнительная застройка и так густозаселенного жилого квартала, а, во – вторых, возникают вопросы по поводу законности такой «прирезки».
Каким образом вообще может увеличиваться граница земельного участка? По словам практикующих представителей застройщиков, если есть договор аренды земельного участка, то менять границы без согласия города никто не имеет права. Один из способов изменения, действительно, заключается в разработке нового проекта планировки, но с последующими действиями.
В Градостроительном кодексе прописано, что земельные участки под многоквартирное строительство предоставляются исключительно на аукционе. То есть просто «прирезать» нельзя, его нужно купить на аукционе.
В данном случае руководство департамента архитектуры как бы сказало: «Да, границы можно изменить». Но каким образом вы дальше пойдете? Будет аукцион? Или все же органом власти использованы возможности манипулирования прорехами в подзаконных актах?
В любом случае, факт остается фактом: одному застройщику пошли навстречу, другому – нет. И, как говорят представители строительного рынка, никакому другому застройщику не удается в городе пойти таким лояльным путем, как сделано в данном случае. Примечательно, что, по данным СМИ, застройщик участка по ПОР, 52-Б одновременно является совладельцем нового офисного здания по ул. Симферопольская, 2, куда в июле 2020 года вместо подготовки ко второй волне коронавируса вице-губернатор Александр Кулагин перевез горздрав, по-тихому заключив госконтракт по аренде помещений на общую сумму 8,51 млн руб.
Возмущает городских строителей, архитекторов и проектировщиков и тот факт, как руководство этого департамента распоряжается информацией. Когда объявляются публичные слушания, на сайте ДАиГ публикуются описание проектов и картографические материалы в файлах. Но как только обсуждения заканчиваются, все материалы пропадают, их больше нигде невозможно найти и скачать, зато появляется отсканированное постановление в плохом качестве, где ничего не видно! И Севастополь – единственный город, где, по словам специалистов, ДАиГ поступает таким образом.
Такое отношение к документам само по себе не провоцирует подозрение в том, что чиновники департамента пытаются что-то скрыть на конечном этапе принятия документов? Почему так происходит?
Удивляет и «тишина» по поводу принятия в Севастополе Генерального плана и Правил землепользования и застройки. По словам специалистов, оба документа высокого качества уже разработаны. Но график проведения публичных слушаний по Правилам землепользования тихо «похоронен» в прошлом году, что дает возможности находить лазейки в законодательстве и использовать их для преференций отдельным представителям строительного бизнеса.
Вообще, Генеральный план города — это документ согласия между ветвями власти, населением и бизнесом. От того факта, что строительный бизнес — это развитие города, подъем экономики и обеспечение населения рабочими местами, никуда не деться. И в таком городе как Севастополь, окруженном пристальным вниманием всей России, не должен ли руководитель ДАиГ быть человеком, который сам работал в строительстве или проектировании, чтобы знать всю линейку деятельности от начала до конца?
Нужно быть на стороне бизнеса, понимать все его риски, в том числе, риски бизнеса, связанные с работой все тех же чиновников, способных одним неоднозначным решением нанести урон по уже вложенным инвестициям.
Петр Мамонтов
Фото автора