С 1 января 2021 года в Севастополе полностью прекращено регулирование градостроительных отношений в связи с завершением действия части 1.2. статьи 12.1. Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. Заблаговременно позаботиться о принятии новых нормативных актов, в том числе, правил землепользования и застройки, не говоря уже о новом Генеральном плане, в правительстве Севастополя не удосужились. Теперь в Севастополе вообще никак нельзя достраивать и вводить в эксплуатацию многоквартирные жилые дома, возведение которых было начато в соответствии с документами переходного периода. С учетом действующего в городе с конца 2019 года моратория на строительство нового многоквартирного жилья до принятия Генплана, это означает, что Севастополь на долгие годы потеряет всякую надежду на доступное жилье.
Ежегодно Президент России Владимир Путин обращает внимание властей регионов на выполнение стратегической задачи по повышению уровня доступности жилья и, прежде всего, для молодых семей с детьми. В Севастополе это поручение выполняется с точностью наоборот.
Осенью 2019 года в городе был объявлен мораторий на выдачу разрешения на новое строительство многоквартирных домов до принятия Генерального плана Севастополя. Строительные компании, выкупившие у города землю под застройку или платящие в бюджет миллионы по договорам аренды, были вынуждены приостановить свою деятельность и покорно ждать, пока в правительстве начнут выдавать разрешения на начало строительства.
К принятию или хотя бы обсуждению нового Генерального плана руки у правительственных чиновников так и не дошли. Более того, 1 января 2021 года утратила свою силу часть 1.2. статьи 12.1. Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которой до указанной выше даты особенности регулирования градостроительных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя могли быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя.
В Севастополе было несколько таких нормативных актов. Это — Постановление Правительства Севастополя №224-ПП от 25.03.2016 г. и Постановление Правительства города Севастополя № 1058-ПП от 10.11.2016 г. В частности, этими Постановлениями регулировался механизм строительства объектов.
Однако с окончанием действия указанной статьи закона №6-ФКЗ нормы этих правительственных Постановлений, то есть внесенный в них пакет разрешительных документов, перестал соответствовать требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации. А новых подзаконных актов в правительстве города разработать не успели.
Теперь у строительного бизнеса нет четкого понимания, каков действующий механизм ввода уже построенных. Строить новые также нельзя.
На многочисленные запросы в адрес исполнительной власти города от предпринимательского сообщества следуют ответы такого порядка, что «ведется активная работа по урегулированию вопроса». Но складывается такое впечатление, что она попросту затягивается.
А тем временем статистика такова, что за весь прошлый год было построено только 126 тысяч м. кв. жилья (26 секций жилого дома), в то время как в прошлые годы город сдавал по 250-350 тыс. м. кв. в новых высотных домах. К чему привел такой регресс? К бешеному росту цен. Если при ситуации, когда спрос соответствовал предложению, стоимость одного кв.м. жилья в новостройках составляла 78-80 тыс. рублей, то теперь она достигла 118 тысяч! Рост в 36%.
При этом в городском правительстве прикрываются общей статистикой введенного в эксплуатацию жилья, оперируя весьма значительными цифрами. А, между тем, согласно официальным данным Крымстата, за январь-декабрь 2020 года на территории Севастополя именно населением был построен и введен в эксплуатацию 3741 дом. Общая площадь введенных зданий составила 470,2 тыс. кв. метров. За счет собственных и заемных средств введено в эксплуатацию 3780 жилых зданий, жилых помещений в нежилых зданиях и жилых домов общей площадью 640,0 тыс. кв. метров.
Из них, 265,4 тыс. кв. метров — построено на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства! То есть в блочных поселках без коммуникаций, инфраструктуры, школ и детсадов, которые, к тому же, прокуратура планомерно требует отправить под снос.
И при такой политике развития города и не разворотливости правительственных чиновников квартиры будут только дорожать, потому что они просто исчезнут с рынка первичного жилья. Сегодня исполнительная власть города должна немедленно не только разработать правила землепользования и застройки городской территории, начать выдавать строительным компаниям разрешения на строительство, но и сделать прозрачными правила игры в формируемом «земельном банке». То есть выставлять земельные участки под застройку на открытые аукционы, а не передавать их «своим любимым застройщикам» непонятно на каких основаниях.
Иначе, выполняя требование Президента реагировать на необоснованный рост цен на жилье, чиновники многочисленных департаментов севастопольского правительства должны будут выступить в роли унтер – офицерской вдовы. Больше сечь будет некого.