Окончание 2022 года коллектив АО «Севастопольстройпроект» ознаменовал очередным хозяйственным провалом. На этот раз специалисты известной в городе «прокладки» не справились с 400-миллионным государственным контрактом на проектирование и строительство спортивной базы парусного спорта на берегу Казачьей бухты. На сайте госзакупок появилась информация о том, что госконтракт, заключенный год назад, разорван по причине того, что подрядчик за восемь месяцев не смог освоить ни одного рубля. Справедливости ради нужно отметить, что и заказчик – правительство Севастополя – не выделил АО также ни одного рубля. И зачем в таком случае чиновники и специалисты строительной отрасли заключали этот самый контракт, спросит наивный читатель? Попробуем разобраться.
Ты помнишь, как все начиналось?
А начиналось все очень оптимистично, и было это три года назад. В правительстве Севастополя решили создать мощную проектно-строительную организацию, задачей которой было, — быстро и четко проектировать, а также стремительно и с высоким качеством строить. Так появилось акционерное общество «Севастопольстройпроект», в котором 100% акций принадлежало правительству города. Севастополь, как думали оптимисты, получил мощный инструмент, с помощью которого любые – большие маленькие, легкие и сложные – проекты будут с конвейерной методичностью реализовываться высококлассными специалистами. Такая была задумка.
Однако, как часто бывает, между хрустальной мечтой и повседневной обыденностью – образовалась «трещина», которая из месяца в месяц росла, пока не образовалась глубочайшая пропасть, в которую стали сползать грандиозные строительные инициативы и проекты. Потому что специалисты АО «Севастопольстройпроект» занялись исключительно посреднической деятельностью: за довольно-таки высокие проценты от госконтрактов раздавали их на субподряд. И, как назло, не самым профессиональным организациям.
В результате – некачественная работа и убытки вместо доходов. Местные СМИ пишут, что за 2021 год АО «Севастопольстройпроект» «поработало» с «минусом» в почти восемь млн рублей, пропустив через себя 880 млн. Такая вот странная арифметика не ускользнула от внимания местных прокуроров, которые проверили «прокладку», нашли в ее работе вопиющие недостатки и оштрафовали «Севастопольстройпроект» на пять млн рублей. Говоря точнее, ОА завалило целый ряд не очень сложных строительных проектов относительно ремонта дорожной сети в центре Севастополя.
Упорство, достойное лучшего применения
Поверхностный анализ «проваленных» «Севастопольстройпроектом» объектов показывает, что АО с невероятным упорством весенней шальной мухи между стеклами продолжает биться головой в стену. «Прокладка» набирает и набирает госзаказы, имея в своем портфеле огромное количество невыполненных работ.
Свежий пример — строительство общеобразовательной школы в районе пятого километра Балаклавского шоссе, которую «Севастопольстройпроект» должен был сдать еще в апреле 2022 года, на, как вы уже поняли, не справился. Случился скандал, который дипломатично замял в декабре 2022 года исполняющий обязанности директора департамента капитального строительства Игорь Ахмедов.
«Подрядчик, который у нас выполняет работы, не справляется с порученными ему обязательствами. Мы его стимулируем, общаемся с ним. Будем в ближайшее время рассматривать вопрос то ли замены подрядчика, то ли он должен взять на себя обязательства и до 1 сентября эту школу сдать, к следующему году», — заявил Ахмедов.
И все потому, что «Севастопольстройпроект» настолько, мягко говоря, странно трудился, что работы пришлось прервать на полгода из-за повторного прохождения изысканий и госэкспертизы, подорожания строительных материалов, отсутствия технологического присоединения. Удивительно, но все вышеназванное, «спецы» АО умудрились «прошляпить».
Еще один пример. В декабре 2020 года АО «Севастопольстройпроект» получил «жирный» госконтракт на 400 млн рублей на строительство второй очереди Парка Победы. Он предполагал проектирование и строительство детских и спортивных площадок, полей для футбола и волейбола, теннисных кортов, кафе и туалетов со сроком исполнения 1 декабря 2021 года. Как уже читатель, наверное, догадался, с этой работой подрядчик не справился… потому что до сих пор к ней не приступил.
А что же заказчик, «Единая дирекция капитального строительства», спросите вы? Заказчик пишет претензии, оштрафовал АО на 8 млн рублей за невыполнение сроков исполнения контракта, но воз и ныне там. Второй этап реконструкции «Парка Победы» отодвинут в текущий год.
Других подобных «достижений» у АО «Севастопольстройпроект» немало. Это и детский сад на улице Героев Бреста. Строительство подорожало на 50 млн рублей. Объект должен быть сдан в декабре 2021 года.
Завалены стройки медицинского заведения на ул. Репина, новой школы в микрорайоне Радиогорка, индустриального парка и, квартир для детей-сирот.
Главный вопрос
Сам собой в голову читателя просачивается главный вопрос: почему правительство Севастополя не исправит собственную ошибку и не ликвидирует ОА «Севастопольстройпроект», эффективность деятельности которого сопоставима с работой паровоза. 3% пара двигают колеса, а все остальное уходит свисток. Много шума, пар вырывается в небо, топка пылает адским огнем, а машина еле движется.
Думается, что чиновникам правительства Севастополя неэффективный «Севастопольстройпроект» нужен для каких-то очень важных целей. И нам, конечно, в голову не приходит думать, что эта «прокладка» необходима для банальных откатов или каких-то других «мутных» схем, о которых мы даже не догадываемся.
Печально вот что. Бюджетные средства (а это, не забываем, деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами деньги) бездарно «сгорают» в топке «паровоза», который почти не едет.
Родион Удальцов