Кандидат в депутаты на выборы в заксобрание Севастополя второго созыва Вячеслав Горелов зарегистрирован ТИК Гагаринского района в качестве самовыдвиженца. Читатель, который далек от предвыборной суеты может пожать плечами, что тут интересного, мало ли их таких зарегистрировано.
Об «интересностях» чуть позже, а пока посмотрим как сам Горелов комментирует данное событие:
«Состоялось заседание Гагаринского ТИКа, где был рассмотрен уточнённый протокол рабочей группы территориальный комиссии, которая рекомендовала зарегистрировать меня в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания второго созыва по третьему одномандатному округу. Решение было принято большинством голосов», – сказал Горелов.
В тот же день Севастопольской городской избирательной комиссией было отказано в регистрации партии «Зеленых», в избирательном списке которой на первом месте уютно разместился сам Вячеслав Николаевич.
Партии «Зеленых» ГИК отказала в регистрации по тому основанию, что сборщики подписей не указали в подписных листах свои данные предусмотренные Федеральным законом № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Такое решение избирательной комиссии основано на императивной норме закона, поэтому шансов у «Зеленых» доказать в суде неправомерность решения ГИК, нет никаких.
Очень интересен комментарий, который дала возглавлявшая список партии «Родина» сенатор Ольга Тимофеева («Родина» допустила ту же ошибку, что и «Зеленые»).
«Либо это была целенаправленная манипуляция, но подобная манипуляция могла быть осуществлена только с применением админресурса. Значит, это работа, как вариант, партии власти, которой не нужны сильные конкуренты в Севастополе. Либо можно предположить, что вообще это работа неких иностранных спецслужб, которые настроены на дестабилизацию ситуации в стране»,— сказала «Ъ» Ольга Тимофеева.
Но если говорить о Горелове, то очень трудно предположить, что в одном и том же месте, одни и те же сборщики подписей, забывают указать в подписных листах свои данные, но старательно их вносят, когда дело касается лично Горелова.
Здесь следует обратить внимание на комментарий Вячеслава Николаевича, в котором он упоминает, что ТИК Гагаринского района, принимая в отношении него решения, рассмотрела УТОЧНЕННЫЙ протокол.
Это значит, что ранее был некий протокол, в котором обнаружилась неполнота данных, например, отсутствие полных сведений о сборщиках подписей и кандидат внес соответствующие изменения?
Тогда возникает другой вопрос, что мешало Горелову сделать то же самое в отношении партийного списка?
Оказывается все не так просто. Статья 38 Федерального закона № 67 ФЗ действительно дает право, в случае выявления неполноты сведений о кандидате, внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Для более полного понимания, подчеркну, что дополнения и изменения можно внести только в сведения о самом кандидате и нельзя внести в подписные листы. Приведу фрагмент из «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года.
Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц,осуществлявших сбор этих подписей.
Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии, которым ему было отказано в регистрации в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, отказано в удовлетворении заявленных требований, признаны обоснованными выводы избирательной комиссии о том, что Г. представил недостаточное количество действительных подписей избирателей. При этом Судебная коллегия по административным делам, отклоняя доводы Г. о не предоставлении ему возможности устранить недостатки в подписных листах, обратила внимание на то обстоятельство, что в силу пункта 11 статьи 38 Федерального закона No 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате
Стоит обратить внимание еще на одну странность, прозвучавшую в интервью Вячеслава Горелова, где он заявлял, что зарегистрирован ТИК в качестве САМОВЫДВИЖЕНЦА.
Трудно поверить, что Горелов не отличает понятия самовыдвиженец, т.е. кандидат, выдвинувший свою кандидатуру для избрания депутатом, не связанный с какой-либо политической партией, и кандидат по одномандатному избирательному округу, выдвинутый политической партией (мажоритарщик).
Господин Горелов значится кандидатом по округу № 3, выдвинутый Политической партией «Российская экологическая партия «Зелёные», но никак не самовыдвиженец.
Одно и то же лицо не может быть выдвинуто кандидатом на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному или многомандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов. Особо следует подчеркнуть, что закон допускает одновременное участие в выборах кандидата, выдвинутого политической партией в составе списка кандидатов и по одномандатному округу, только при условии, что кандидат выдвинут этой же политической партией. В противном случае законом предусмотрена санкция в виде отказа в регистрации кандидату по одному из округов (одномандатному или единому).
В случае, если Горелов в действительности зарегистрирован в качестве самовыдвиженца, то кто и как может оспорить это выдвижение?
В данном случае круг субъектов определен законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.
С заявлением в суд на действия (бездействие) избирательной комиссии также может обратиться член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Однако судебная практика идет по пути минимизации числа субъектов обращений в суд за защитой избирательных прав.
При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству суда необходимо доказывать, что решением избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) нарушены права заявителя (за исключением прокурора, который может обратиться в суд за защитой прав третьих лиц).
Поэтому суды при приеме к производству заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации, учитывая, что отмена решения о регистрации порождает аналогичные правовые последствия, как и при отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), руководствуются специальной нормой пункта 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Решение комиссии об отказе в регистрации (но не о регистрации) может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая будет обязана рассмотреть вопрос по существу.
Жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Мне интересно, будет ли хоть одна из четырех ведущих городских политических партий оспаривать эту и подобную ей регистрацию кандидатов. Бороться за чистоту и легитимность избирательного процесса, а значит за соблюдение наших избирательных прав.
Ведь если хоть на секундочку допустить заинтересованность ТИК в регистрации ( или отказе в регистрации) того или иного кандидата, то сразу под сомнение попадает чистота подсчета голосов избирателей.
Мои личные впечатления о ТИК Гагаринского района.
Я сдавал документы в эту комиссию для участия в предстоящих выборах. Ничего не могу сказать плохого. Все члены комиссии вежливы, указывают на незначительные неточности в документах, которые надо исправить, чтобы в дальнейшем избежать проблем.
Однако, сдав документы в комиссию, которая находится в том же здании, где и Гагаринская администрация, я пошел к машине и по дороге раздался телефонный звонок от одного депутата, который уточнил правда ли то, что я сдал документы в ТИК. Мой вопрос, кто тебе сказал, остался без ответа.
Кроме того, на сайте ТИК указаны сведения согласно которым мне отказано в регистрации. На самом деле должно быть решение не об отказе а об аннулировании регистрации. Казалось бы какая разница. Однако отказ в регистрации связан с тем, что неверно собраны подписи, не в полном объем указаны сведения и т.д., а аннулирование — тот случай, когда кандидат сам пишет заявление, указывая причину, просит снять свою кандидатуру. Так говорит закон. Мне кажется, что при таких, действительно формальных обстоятельствах, компетентность комиссии вызывает вопросы.
Как и за кого голосовать и голосовать ли вообще, дело каждого. Главное, не дайте себя обмануть.
Борис Колесников
Депутат Законодательного Собрания Севастополя
Источник: Информер