Депутат Горелов девятый год хочет возродить промышленность Севастополя. Хотеть не вредно?

У Севастополя почти нет перспектив для развития промышленного производства, используя базы бывшего Севастопольского авиационного предприятия (САП) и Севастопольского морского завода (СМЗ). Об этом в очередной раз заявил депутат заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов, посетовав на то, что город не обладает некими критическими технологиями. Отсюда – все беды. Потому что те, кто обладает такими технологиями, не захочет ими делаться с Севастополем, уверен Горелов. Таким образом, корабли и вертолеты мы строить не можем. Одним словом — беда.

Сначала внесем ясность в понятийный аппарат и историю развития САП и СМЗ на протяжении последних лет, в частности, с 2014 года и до наших дней. Итак, критические технологии (КТ) – это технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства.  В 1996 году правительство РФ впервые утвердило перечень КТ. Их выбор осуществлялся с учетом прогноза наиболее перспективных направлений науки и техники для достижения максимальной отдачи в инновационной сфере. Перечень КТ постоянно обновляется и корректируется.

Что касается, например, САП, то это в прошлом обычное ремонтное авиационное предприятие вряд ли обладало критическими технологиями. Потому что в противном случае в 2014 году оно получило бы всемерную поддержку государства. В реальности САП в рамках холдинга «Вертолеты России» «утонул» в реке оптимизации, как и множество других подобных военных заводов. Однако остался на плаву. И сейчас выполняет работы по ремонту и модернизации вертолетов различных типов.

У СМЗ, на мой взгляд, имеются критические технологии: завод на протяжении советского времени успешно строил линейку плавкранов разной грузоподъемности – уникальный опыт, который использует Центр судостроения «Звездочка», получивший в 2015 году площади СМЗ в аренду на 49 лет. Более того, в 2018 году СМЗ перешел в федеральную собственность и выполняет два заказа по строительству плавкранов ПК-400 и ПК-700.

Объединяет САП и СМЗ то обстоятельство, что оба предприятия находятся на территории Севастополя и никак не зависят от фантазий местных депутатов и чиновников, которые, как показывает практика, однажды могут проснуться с мыслью порулить авиа- или судоремонтом. Потому что в противном случае даже трудно себе представить, что стало бы с предприятиями, если бы у местных властителей были полномочия что-то решать в специфических производственных сферах.

В этой связи очередные стенания депутата Горелова, вдруг захотевшего строить военные корабли и вертолеты, так и остались фактом набора букв, которые прочитали горожане. Кто-то, возможно, посетовал, мол, как печально, что в городе нет промышленности. А те, которые в теме, просто не стали читать откровенную галиматью или посмеялись над депутатом-всезнайкой.

Надо заметить, что желания депутата Горелова «поднимать» САП и СМЗ берут свое начало в 2014 году, когда он и группа единомышленников во главе с бизнесменом Алексеем Чалым, пошли на выборы в законодательное собрание Севастополя в 2014 году и победили.  Эти люди сочинили программу «24 шага к Третьему возрождению Севастополя», в которой пообещали преобразовать Севастополь всего за пять лет.

Вот самые важные пункты названной выше программы:

— создать новые заводы микроэлектроники и приборостроения на базе советских предприятий «Парус», «Маяк», «Муссон» и др. в течение трех лет;

— возродить судостроительное предприятие «Севморзавод» в течение пяти лет;

— создать за пять лет лучший в России мультимодальный транспортный узел «воздух-море» на мысе Херсонес;

— создать Всероссийский центр патриотического воспитания на мысе Песчаный за два года;

— перенести из исторического центра на «Зеленую горку» административные здания, переселить туда чиновников – за четыре года;

— создать новый городской центр на Северной стороне.

Ни одна из «грандиозных» задач не выполнена, хотя «группа «ч» имела полный карт-бланш для принятия тех или иных законодательных решений. Могли принять закон о возрождении САП и строительстве современной авиации. Могли узаконить военное кораблестроение на СМЗ. Могли также разобраться в критических технологиях и просто в организации производств, имеющих стратегическое значение, и во многом другом.  Могли, но… не смогли. Во всем этом разобрались узкие специалисты и федеральные власти.

Впрочем, признаться в своей некомпетентности Горелов не хочет.  Он девять лет просиживает кресло в местном парламенте. И время от времени рассуждает на общие темы экономического возрождения Севастополя. Глядишь, и на третий срок выберут в заксобрание, ведь главное – быть на виду, проявлять озабоченность, маячить на телеэкране. Этого, как показывает практика местной политической жизни, иногда, увы, достаточно.

Мирон Зыков

Фото: законодательное собрание Севастополя