Законопроект «О выборах губернатора» в Севастополе: горожан послушали, но проигнорировали

В Севастополе прошли общественные слушания, посвященные обсуждению законопроекта «О выборах губернатора», который правительство города накануне Нового года внесло в заксобрание. Слушания были организованы довольно необычно для мероприятий такого формата.

Во-первых, они прошли одновременно аж во всех десяти муниципальных образованиях Севастополя. То есть представители общественности, журналисты, местные политические деятели просто физически не смогли посетить все десять площадок, на которых обсуждался законопроект. Более того, например, в Ленинском муниципальном совете слушания вообще проходили в небольшом кабинете председателя совета. Создается четкое впечатление, что организаторы общественных слушаний не сильно то и хотели, чтобы активные севастопольцы высказали свое мнение о законопроекте. Однако, вопреки всем стараниям организаторов, севастопольцам все же удалось выделить положения законопроекта, с которыми горожане категорически не согласны. Эти тезисы в правительстве услышали, но предпочли проигнорировать. Действительно, а зачем слушать севастопольцев? Итак, начнем по порядку.

Никаких самовыдвиженцев, кандидаты только от политических партий

Самым спорным и болезненным пунктом стал порядок выдвижения кандидатов на пост губернатора Севастополя. Так, существующий законопроект, который уже 24 февраля будет рассмотрен в первом чтении местным парламентом, предполагает выдвижение кандидатов только политическими партиями. Здесь возникает вопрос: парламентские выборы показали, что севастопольцы мало доверяют большинству политических партий, в то время как многие общественные организация города пользуются куда большим доверием горожан. В таких условиях возможность самовыдвижения напрашивается сама собой. Интересно, что в ряде субъектов РФ, где существует институт выборов губернатора, такая возможность есть. Почему ее не предусмотрели в Севастополе? На этот вопрос представитель губернатора в заксобрании Михаил Вавилов ответил лаконично: «Мы ведь не доллары, чтобы всем нравиться».

«Мы предусмотрели выдвижение кандидатов только от политических партий или их региональных отделений. В Севастополе зарегистрировано 23 региональных отделения. На наш взгляд, довольно большое количество субъектов для выдвижения кандидатур», — считает Вавилов.

Муниципальный фильтр: 10% — самый высокий в стране

Мало того, что авторы законопроекта полностью исключили возможность самовыдвижения, они еще предусмотрели самый высокий в стране муниципальный фильтр — в 10% от общего числа депутатов-муниципалов. Таким образом, кандидат, выдвинутый политической партией, должен еще будет заручиться поддержкой как минимум 12 депутатов-муниципалов. Для сравнения, в большинстве регионов РФ такой порог составляет всего 5%.

«Мы установили максимальную планку в 10%. На сегодняшний день мы можем говорить, что надо собрать как минимум 12 подписей муниципалов в поддержку кандидата», — признает Вавилов.

Таким образом, число возможных кандидатов, которые вступят в борьбу за пост губернатора Севастополя, сводится к 9. Большее количество просто не пройдет муниципальный фильтр.

Севастопольцы не хотят «варягов», в правительстве думают иначе

Негативное отношение севастопольцев к так называемым «варягам» (присылаемым центром градоначальникам – ред.) сложилось еще в «украинский» период. Тогда общественность требовала от Киева провести в Севастополе выборы мэра, рассчитывая на победу именно местного кандидата.

С предложением ввести ценз оседлости выступили севастопольцы и сейчас. Все-таки горожане по-прежнему хотят видеть «своего», а не пришлого градоначальника. Однако разработчики законопроекта сочли ценз оседлости дискриминационной нормой и не намерены включать его.

«Условие ценза оседлости, то есть о том, что кандидатом в губернаторы Севастополя может быть выдвинуто то лицо, которое проживало какое-то время в Севастополе. Назывались цифры 5 и 10 лет. Данное требование не соответствует федеральному законодательству», — прокомментировал Вавилов.

Срочники все-таки будут голосовать

Военнослужащие, проходящие службу по призыву, согласно законопроекту получат право голосовать на выборах губернатора Севастополя. Данная норма вызвала целую дискуссию в ходе общественных слушаний, учитывая, что предоставление срочникам такого права, по сути, открывает возможность для всякого рода манипуляций.

Во-первых, из более чем 100 тысяч севастопольских избирателей до участков, учитывая низкую явку на парламентских выборах, дойдут только тысяч 50-60. Следовательно, 5 тысяч срочников, проходящих службу по контракту, могут оказать существенное влияние на исход выборов, составив практически 10% от числа реальных избирателей.

Во-вторых, имеет ли смысл предоставлять право голоса людям, которые через год службы вернуться в свои города и дальнейшая судьба Севастополя их вообще интересовать не будет? При этом в выборах в органы местного самоуправления срочники участия не принимают, видимо, исходя из тех же соображений.

В общем, существующий законопроект обеспечивает однозначную победу тому кандидату, который заручится поддержкой правящей партии и Черноморского флота. А теперь скажите, как его зовут?

Источник: Новости Севастополя и Крыма — газета «Объектив»