В вузе Севастополя разработали систему безэкипажного управления судном

Работу, посвященную созданию системы высокоточного локального позиционирования, предназначенную для организации автоматического, безэкипажного хождения судов по заданному фарватеру, а также их автоматического причаливания, разработали в рамках внутреннего гранта в Севастопольском госуниверситете.

Как пояснил руководитель проекта, профессор кафедры «Электронная техника» СевГУ Игорь Широков, принципиальное отличие от существующих систем навигации — высокая точность устройства. Об этом сообщает пресс-служба вуза.

«Точность стандартных спутниковых навигационных систем хороша для того, чтобы сказать где находится судно, в какой точке земного шара, куда оно движется, но совершенно не годится для того, чтобы осуществить проход в «узкостях», сложном фарватере, там, где точность должна измеряться не десятками метров, а десятками сантиметров, или даже миллиметров, то есть должна быть на два-три порядка выше, иначе невозможно осуществить высокоточную стыковку судна с причальной стенкой, пройти с точностью до миллиметра по фарватеру. Ярким примером может служить недавняя авария в Суэцком канале», — рассказал Широков.

Тематика диссертационных и научных исследований, предшествующих разработке, посвящена построению фазовых радиотехнических систем. Это малораспространенная технология, поскольку сложность ее работы, выделения и получения информации высока. Большинство исследований идет по пути аналоговых сигналов, в связи с чем теряется точность.

«Продвигаемый мной, гомодинный* метод преобразования сигналов позволяет построить фазовую радиотехническую систему, что открывает путь для использования относительно простого оборудования с высокими метрологическими характеристиками. Это и есть ноу-хау, которое выгодно отличает разрабатываемые нами системы от всех существующих аналогов», — пояснил Игорь Широков.

По словам ученых, в мире есть аналоги таких систем.

«Отличительная особенность метода в том, что один и тот же комплект оборудования может обслуживать одновременно несколько судов. То есть оборудование, стоящее на берегу, работает одновременно со всеми судами. Радиус зоны – 2-3 километра», — пояснил Широков.

Сейчас ученые работают над тем, чтобы увеличить энергетику и повысить дальность сигнала. Также существуют ограничения по работе на одной частоте.

Гомодинный метод приема – метод приема телеграфных и телефонных сигналов, передаваемых по радио или по проволоке (высокой частотой), в котором процесс детектирования принятых токов высокой частоты совершается с помощью наложения колебаний токов от местного гетеродина с частотой, в точности совпадающей с несущей частотой сигнала.

Напомним, севастопольский государственный университет будет готовить специалистов в области мобильной связи нового поколения.

Ранее сообщалось, что СевГУ выиграл грант в размере 100 миллионов рублей на научные разработки. В ближайшие дни университет готовится защищать свои уникальные проекты. Об этом сообщил проректору вуза по развитию Владимир Мешков.

Позднее севастопольский государственный университет вошел в число победителей второго тапа программы «Приоритет 2030». И теперь в течение 10 лет будет получать более полумиллиарда рублей  ежегодно. 

Экспериментальный образец адаптивного автоматизированного метеорологического модуля для мониторинга состояния окружающей среды разработали ученые СевГУ в рамках внутреннего университетского гранта. 

Студенты Института радиоэлектроники и информационной безопасности СевГУ Роман Сафонов и Вячеслав Стасюк стали победителями первого Всероссийского конкурса «Твой Ход» президентской платформы «Россия – страна возможностей». 

Фото: пресс-служба СевГУ