Севастополец разработал альтернативные маршруты «Большой Севастопольской тропы»

КМС по горному туризму Виталий Пучков предлагает туристам другие маршруты «Большой Севастопольской тропы». Специалист самостоятельно разработал маршруты и предлагает ознакомиться с ними читателям.

Из письма в редакцию Forpost-Севастополь:

Те, кто интересовался рождением бренда «Большая Севастопольская тропа» (БСТ), помнят, с какой помпой в 2015 году раскручивался проект этой тропы, главным образом ее участка от Балаклавы до Ласпинского перевала. По нему водили всех, вплоть до губернатора, и потом с восторгом описывали это в СМИ. Создавалось впечатление, что никто из севастопольских туристов даже не подозревал о том, что есть отличные тропы, связывающие Балаклаву с Батилиманом и Ласпи, пока не приехали добрые люди и не открыли нам глаза.

Формально инициатором проекта «Большая Севастопольская тропа» вскоре после возвращения Севастополя в состав России выступила региональная общественная организация «Федерация альпинизма и скалолазания Севастополя». Но фактически этот проект самым активным образом продвигал Александр Железняк, который летом 2015 года возглавил в Правительстве Севастополя вновь созданный отдел Развития туристско-рекреационного потенциала нашего города. С самого начала своего правления Железняк организовал в средствах массовой информации мощную рекламу проекта БСТ, повсеместно повторяя, что его реализация позволит вывести городской туризм на мировой уровень. Декларированные характеристики БСТ впечатляли: 8 расположенных друг за другом основных маршрутов общей протяженностью 114 км и 40 вспомогательных маршрутов протяженностью 150 км. Знающие люди понимают, что для полноценного проектирования 48-ми маршрутов такого 250-километрового трека нужна длительная и трудоемкая работа. Каково же было удивление севастопольских туристов, когда 30 октября 2015 года вышло Постановление правительства Севастополя за подписью губернатора Меняйло, утверждавшее перечень приложенных к нему маршрутов, названных в комплексе Большой Севастопольской тропой. То есть весь грандиозный проект БСТ практически без обсуждения был создан за 3 месяца деятельности Железняка и «сотоварищей». Фантастика! Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что это не столько фантастика, сколько «умение работать с литературными источниками». Однако речь пойдет не об авторстве проекта БСТ, а о самом проекте. Всего планируется опубликовать поочередно описания 8-ми следующих друг за другом однодневных маршрутов. Но это не значит, что все их нужно идти подряд 8 дней. Описанные маршруты можно идти по одному или в разных комбинациях. Ниже приведена их краткая характеристика.

Понятно, что, ознакомившись с этой статьей, никто не станет переделывать дорогостоящие паспорта участков БСТ, а также выкапывать и переставлять на новые места сотни так дорого обошедшихся городу навигационных столбов (они так и останутся стоять, как памятники Железняку и Меняйло). Но я надеюсь, что, последовав некоторым приведенным в статьях рекомендациям, туристы смогут с большей пользой провести в наших горах часть своего отпуска. Итак:

Первый день

В утвержденном проекте БСТ записано, что в 1-й день похода туристы должны пройти 18 километров – из Балаклавы до Ласпинского перевала через гору Аскети. При этом, судя по расстановке навигационных столбов, 1-я ночевка запланирована на туристической стоянке «Ласпи», до которой от перевала нужно идти еще около двух километров. Но это не столь важно. Главный недостаток маршрута 1-го дня в том, что он проложен вдали от побережья, хотя его можно было проложить вблизи от воды, что позволило бы туристам познакомиться с балаклавскими пляжами и несколько раз искупаться в течение дня. В жаркие летние месяцы это было бы очень приятно. Поэтому я предлагаю начать поход не с преодоления горы Аскети, а с перехода по основной Балаклавской тропе к Серебряному (Ближнему) пляжу, спуска на этот пляж и следования далее по такому маршруту: Серебряный пляж – Серая скала – Золотой (Дальний) пляж – вход в заказник Мыс Айя – Кабельный пляж – Блуждающий пляж – пляж Инжир – Командирский пляж – пляж Хван – родник Айязьма-Чокрак – Средняя полка – урочище Кокия – гора Кокия Кала, являющаяся вершиной мыса Айя (ночевка).

Единственным легко преодолимым препятствием на предложенном маршруте является Серая скала, разделяющая Серебряный и Золотой пляжи. Лазание по этой скале не требует никаких специальных навыков, так как на ее склоне много глубоких вымоин, по которым легко идти, как по ступеням. Прохождение 1-го участка БСТ по предложенному пути позволит туристам познакомиться с 7-ю красивейшими южнобережными пляжами Балаклавы, чего лишены те, кто будет идти по утвержденному маршруту через гору Аскети. Весьма интересна также ночевка на мысе Айя, откуда открываются неповторимые по красоте виды закатов и рассветов.

Второй день

Подобно маршруту 1-го дня можно улучшить и утвержденный маршрут 2-го дня – «От туристической стоянки Ласпи до Байдарского перевала». Значительная часть этого маршрута проложена по лесным дорогам и пустынной яйле, а красивейшие побережья  урочищ Батилимана и Ласпи остались «за кадром». Гораздо интереснее провести 2-й день на побережье и только на ночевку подняться на Байдарскую яйлу. В связи с этим предлагается следующий маршрут 2-го дня: мыс Айя – скала Куш-Кая (Птичья скала, 664 м. над уровнем моря) – Ласпинский перевал – Турецкая поляна – урочище Батилиман – урочище Ласпи – Бухта Мечты – Южнобережное шоссе – Храм Солнца – туристическая стоянка Солнечная (ночевка).

Спуститься с Ласпинского перевала на Турецкую поляну можно по живописной старой батилимановской дороге и ее срезкам. Далее спуск в урочище Батилиман продолжится по хорошей тропе, которая выведет к Батилимановскому пляжу, а затем сольется с прибрежной дорогой, идущей в бухту Ласпи к большому Ласпинскому пляжу. Достоинством предложенного маршрута 2-го дня является то, что, двигаясь по урочищам, можно любоваться дивными видами крымского южнобережья и купаться в море. Заканчивается прибрежная часть маршрута 2-го дня у «дикого пляжа» рядом с пансионатом Бухта Мечты, откуда нужно подняться на Южнобережное шоссе к остановке Ласпи, пересечь шоссе и продолжить подъем к Храму Солнца. Заночевать можно на туристической стоянке Солнечной, расположенной рядом с Храмом Солнца.

Третий день

Предлагаемый маршрут 3-го дня начинается от Храма Солнца. Чтобы не удлинять излишне маршрут, закончим его на турстоянке Чертова лестница. С учетом сказанного предлагаемый маршрут 3-го дня будет выглядеть следующим образом: Храм Солнца – радиальный выход на Ильяс-Каю (Скалу Ильи, 681 м. над уровнем моря) – Байдарская яйла – гора Челеби (Господин, 657 м. над уровнем моря) – Байдарский перевал – дом лесника на первом крутом повороте дороги к Форосской церкви – вершина горы Форосский кант – Мордвиновская дорога –  турстоянка Чертова лестница (ночевка).

Четвертый день

Предлагается начать 4-й день похода с радиальных выходов на Чертову лестницу и на мыс Кильсе-Бурун. Затем нужно будет спуститься по Капуркайской тропе в Байдарскую долину, пройти через село Родниковое, миновать Скельскую пещеру и лагерь Горный, после чего войти в нижний каньон реки Узунджи и разбить бивак на месте бывшей плановой турстоянки. Если позволит время, можно по пути к стоянке Узунджа осмотреть оборудованную Скельскую пещеру.

Пятый день

Предлагаемый маршрут 5-го дня начинается с перехода от турстоянки Узунджи в верховья Верхне-Узунджинского каньона, достопримечательностями которого являются исток реки Узунджи – родник Суук-Су (Холодная Вода) и 15-метровое ложе эфемерного (исчезающего) водопада с ручьем Биринджи-Су (Первая Вода). Из каньона нужно подняться в урочище Ай-Димитрий, затем пройти по плато урочища к дому лесника и метеостанции, пересечь ручей и по грунтовой дороге отправиться к памятнику бойцам Ак-Мечетьского партизанского отряда. Далее нужно идти по хребту Кордон-Баир (Сторожевой хребет), подняться на вершину горы Ирита-Кая и остановиться там на ночевку.

Гора Ирита-Кая (Крупная Скала, 777 м. над уровнем моря) весьма популярна у туристов, так как с нее открываются великолепные виды, особенно на Бельбекскую долину. А в конце апреля – начале мая эта гора покрывается ковром из ярко-красных горных пионов (воронков).

Шестой день

Предлагаемый маршрут 6-го дня выглядит следующим образом: Вершина горы Ирита-Кая – перевал Бечку (Кабаний перевал) – исчезнувшее село Истоки – долина Адым-Чокрак (Большой родник) – южный склон горы Мангуп – Свято-Благовещенский пещерный монастырь – Цитадель Мангуп-Кале – овраг Гамам-Дере (Банный овраг) – туристическая стоянка Мангуп (ночевка).

Предлагаемые маршруты двух последних дней (7-го и 8-го) кардинально отличаются от утвержденных, так как в данном случае исключены малоинтересные равнинные участки БСТ: «2-й кордон – урочище Горный ключ» и «урочище Горный ключ – Любимовка». В результате высвободились два дня для знакомства с уникальными объектами, не вошедшими в утвержденный маршрут Большой Севастопольской тропы, — пещерным городом Мангуп-Кале, Каралезскими сфинксами, древними крепостями, достопримечательностями Инкермана и т.д.

Седьмой день

Турстоянка Мангуп – село Залесное – Каралезские сфинксы – Эски-Керменское плато – Храм Трех Всадников – осадный колодец Эски-Кермена – пещерный город Эски-Кермен – столовая гора Топшан – 2-й кордон (ночевка).

Восьмой день

2-й кордон – 3-й кордон – Инкерман – Свято-Климентовский пещерный монастырь – крепость Каламита – Карьер – автобусная остановка «Втормет», с которой автобус №103 доставит нас на городскую автостанцию «5-й километр».

В завершение темы оценим туристическую привлекательность утвержденных Правительством последних участков БСТ, в частности, 8-го участка «Урочище Горный ключ – Любимовка», который я не включил в предлагаемый маршрут.

Поселок Любимовка известен практически всем севастопольцам, а урочище Горный ключ и одноименный родник – только туристам и местным жителям. Территориально урочище находится невдалеке от села Камышлы (Дальнее) и известного Камышловского моста. В долине между урочищем и Любимовкой расположены виноградники, поля помологической станции Всесоюзного института растениеводства (ВИР), разрушенные строения бывшей воинской части, огражденные запретные зоны в районе охраняемых опор Камышловского моста, заросшие ежевикой поля, болотца с гнилой водой, и т.д. Из достопримечательностей там есть руины имения, разрушенная церковь и раскопки. После великолепных горных троп с вековыми соснами и буками, дивных панорам и морских видов туристам вряд ли понравится последний походный день, когда им придется лавировать между перечисленными выше преградами по «убитым» полевым дорогам, проложенным в низкорослом дубово-грабовом лесу, а иногда и лезть через заросли.

Идею включения 7-го и 8-го участков в состав БСТ продвигал все тот же Железняк, стремившийся увеличить километраж тропы. Будучи уверенным, что вот-вот начнет функционировать аэродром «Бельбек» (тогда об этом много говорили и писали), он заявлял, что у БСТ есть еще одно неоспоримое преимущество – туристы могут отправляться в поход чуть ли не от трапа самолета, приземлившегося на Бельбеке (поблизости от Любимовки). Именно поэтому официальная БСТ вначале была направлена из Любимовки в Балаклаву. При этом маршруты первых двух дней похода были спланированы в равнинных районах, где туристы, по мнению Железняка, должны были за два дня похода набрать спортивную форму и акклиматизироваться.

Но жизнь расставила все по своим местам – горные участки БСТ неизменно вызывают у туристов большой интерес, а равнинные участки этим летом были практически не востребованы. Это и понятно, – кто же захочет жарким летним днем шагать 15 километров по пыльным степным  дорогам? И ради чего? 

Сейчас направление БСТ изменили на обратное (маршрут начинается в Балаклаве). В результате два названных выше равнинных участка оказались не в начале, а в самом конце Большой Севастопольской тропы в качестве никому не нужного балласта. Необходимость замены их интересными участками, на мой взгляд, вполне очевидна. Вот только кто будет выкапывать сотни навигационных столбов? Хорошо бы – авторы этого непродуманного проекта.

В. Пучков

От редакции Forpost-Севастополь

Проект «Большая Севастопольская тропа» нередко пытались «задушить» в самом зародыше местные власти. В свое время наиболее скандальное предложение о нововведениях на тропе прозвучало от экс-директора Корпорации развития Севастополя Олега Николаева. Не вложив в благоустройство тропы ни копейки, не сумев найти инвестора для ее развития, одиозный политик предложил «монетизировать» «Большую Севастопольскую тропу», то есть, взимать с туристов деньги за ее посещение.

«Корпорация развития Севастополя придумает, как монетизировать этот бизнес. Дальше этот опыт мы готовы распространить и внедрить на территории всей Российской Федерации», – рассказывал год назад Николаев.

Реализовать свою идею он предлагал, опираясь на опыт США. Там, по его скромному подсчету, национальные парки приносят в местные бюджеты порядка 60 миллиардов долларов налогов. В такую же «выкачку денег» он хотел превратить и «Большую Севастопольскую тропу», чтобы туристы, приезжающие в Севастополь, платили за каждый свой шаг на экомаршруте. С таким же успехом Николаев мог бы предложить монетизировать море и воздух: главное, чтобы люди деньги платили.

К счастью, его предложение в Правительстве Севастополя проигнорировали, а позже и самого Николаева уволили с должности. Сегодня на «Большой Севастопольской тропе» устанавливают информационные центры, где работают консультанты по прохождению данного маршрута. Тем временем, альтернативные пути маршрутов «Большой Севастопольской тропы» от профессора Виталия Пучкова Forpost-Севастополь будет публиковать каждую субботу. Описание первого подробного маршрута выйдет 15 сентября.

Forpost-Севастополь.RU