Бизнес на камерах: как севастопольских автомобилистов обводят вокруг пальца

В Севастополе участились жалобы на работу камер фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. По мнению автомобилистов, зачастую рубежи контроля штрафуют вопреки законодательству, и свою правоту водителям нередко приходится доказывать в судах. Это можно было бы назвать случайностью, если бы речь шла о единичных случаях, но подобные ситуации возникают в Севастополе регулярно.

Предпосылки появления

Первые камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Севастополе появились почти год назад – в июне 2017. Затем, поэтапно, их начали запускать по всему городу.

На сегодняшний день камер в Севастополе больше, чем где-либо в Крыму – 118 штук. Однако нередко фиксация нарушений ПДД происходит вразрез с законодательством, и людям приходится доказывать свою правоту в судах.

Напомним, о запуске рубежей контроля в Севастополе заговорили несколько лет назад. В октябре 2016 года Правительство города подписало концессионное соглашение с компанией-инвестором — «VessoLink». Предполагалось, что инвестор за счет собственных средств установит на автодорогах города систему видеонаблюдения за нарушениями ПДД, а также создаст подключенный к федеральной системе региональный центр фото- и видеофиксации, куда будет стекаться информация обо всех дорожных административных штрафах. На эти цели компания планировала потратить 900 млн рублей, а чтобы окупить работу и выйти «в плюс», инвестор в ближайшие 12 лет будет получать прибыль со штрафов. Однако в Правительстве Севастополя сегодня отказываются говорить, сколько денег на самом деле было вложено инвестором в организацию системы видеофиксации нарушений, ссылаясь на коммерческую тайну.

Также, согласно условиям соглашения, каждый месяц концессионер получает из городского бюджета возмещение расходов, которые идут на содержание системы. Если размер собранных штрафов превышает сумму за содержание, то город оплачивает эти затраты полностью. Если не превышает, концессионер вносит разницу из своих средств. Прибыль, собранная сверх суммы на содержание, делится между городом и концессионером. Изначально предполагалось, что инвестор заберет себе 25% с каждого оплаченного автомобилистами штрафа – однако в Правительстве Севастополя молчат и на этот счет. Скорее всего, львиная доля прибыли поступает не городу, а частному партнеру, внутренние финансовые потоки которого никто не контролирует. А это – прямой путь к коррупции.

Подобные комплексные схемы видеофиксации нарушений ПДД компания «VessoLink» внедряла во многих крупных российских городах – Москве, Ставропольском крае, Костромской, Рязанской областях, а также работала в Беларуси. В Севастополе проект реализует «дочка» «VessoLink» — ООО «Безопасные дороги Севастополя» (БДС). Очевидно, что работа здесь могла обернуться для компании санкциями, поэтому договор заключен с дочерней организацией.

Как это работает?

В настоящее время каждый рубеж контроля на дорогах – это целый комплекс, включающий в себя полицейский радар, измеряющий скорость движения нескольких целей одновременно, и цифровую видеокамеру, фиксирующую момент нарушения Правил по кадрам. Видеокамера ведет запись изображения в наблюдаемой зоне в непрерывном режиме. При определении радаром запрещенной скорости объекта камера фокусируется на объекте-нарушителе, переходя в режим кадровой фиксации его движения. Для каждого вида нарушения производится отдельная настройка камеры.

Зафиксированная камерами информация о нарушении ПДД передается на центральный сервер. Там производится расшифровка и распознавание регистрационных знаков автомобиля-нарушителя по кадрам.

Сначала идентификация номеров производится автоматически, затем они сверяются в базе данных ГИБДД по регистрации автомобильного транспорта, откуда выбираются сведения о владельце машины. Далее информация поступает на рабочее место инспектора. Окончательное постановление по нарушению оформляется другим инспектором, который контролирует качество видео и фотоматериалов и проводит итоговую сверку полученных данных. Постановление о нарушении составляется им в электронной форме, заверяется личной электронной подписью и распечатывается на принтере. Полученное «письмо счастья» отправляется по почте в адрес собственника машины. И нередко собственник, получая такое письмо, тут же вынужден бежать в суд.

Об одной такой ситуации еще недавно говорил весь город. В конце прошлого года на улице Руднева в Севастополе проводился ямочный ремонт. Дорога здесь узкая – единственную полосу для движения занял автомобиль дорожной службы, оборудованный соответствующими знаками – «дорожные работы» и «объезд препятствия». Водители объезжали его через двойную сплошную (знаки ведь разрешали), в этом время ситуацию фиксировали камеры, которые «видели» нарушение, но не «знали» о его причине. Поэтому спустя некоторое время автомобилисты получили штрафы. Пересечение двойной сплошной, «вынь да положь» 5 тысяч рублей. В ловушку попали сотни автовладельцев, так как работы велись в утренний час пик.

С похожими ситуациями севастопольцы сталкиваются по всему городу. Так, административные правонарушения фиксировались в местах с неудовлетворительным состоянием дорожной разметки, на участках перед камерами, где дорожные знаки установлены с нарушениями, на полосе, где движение заблокировано ремонтными работами и прочее. При этом штрафы выписывают не только со стационарных рубежей контроля, но и с применением переносных камер, которые управляются людьми. Так, возле дома №24 по улице Гоголя в Севастополе много лет подряд парковались автомобилисты. Однако стоянка здесь приравнивалась к парковке на тротуаре и считалась нарушением. Люди, которые оставляли на этом участке свои транспортные средства, не знали, что парковку запретили. А спустя полтора месяца начали получать штрафы за весь период – при том, что здесь они парковались все эти полтора месяца. И такой срок извещения о правонарушении – слишком большой, уверен руководитель региональной общественной организации «Дорожный контроль – Севастополь» Максим Мишин.

«Я в этом усматриваю заинтересованность «Безопасного города» в том, чтобы за этот достаточно большой промежуток времени, не уведомляя людей о фиксации и привлекая их к ответственности, за полтора месяца насобирать эти штрафы, — сказал Мишин. — Давайте не будем забывать, что это коммерческая организация, которая получает свой процент от каждого штрафа. В этом я вижу непосредственную заинтересованность «Безопасного города» в штрафах. Я считаю, что ЦАФАП (Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений – прим. ред.) должен все-таки максимально быстро направлять постановления водителям».

Что же делать?

Для обслуживания аппаратного комплекса «Безопасные дороги Севастополя» планировалось создание 150 рабочих мест. Сейчас, по официальным данным, зарплата руководителя проекта начинается от 20 тысяч рублей, а бухгалтер получает от 23 до 45 тысяч в месяц.

Чтобы содержать такой штат сотрудников,  вовремя платить им деньги, да еще и получать прибыль, «надо что-то делать». Вполне вероятно, это «что-то» — те самые хитрости и уловки, к которым прибегают сотрудники БДС, используя камеры для фиксации нарушений.

«Я усматриваю в определенных моментах некий коммерческий ход со стороны данной организации и прямом попустительстве тех ответственных организаций, которые должны это все выявлять, — предполагает Максим Мишин. — Любая коммерческая организация стремится к тому, чтобы заработать, но все-таки ответственные структуры в виде ГИБДД, в виде Департамента транспорта и иных должны все-таки соблюдать те требования законов и ГОСТов, которые сегодня существуют и не допускать подобных вещей».

По его мнению, по каждому вводу того или иного рубежа контроля непременно должна создаваться специальная комиссия, и только после этого камеры можно запускать в эксплуатацию. По факту, в Севастополе это происходит лишь на бумаге.

«К сожалению, у нас это не происходит, — говорит Мишин. — Предлагаю проехать по всем камерам и в последующем вынести решение либо о переносе какой-то камеры, либо, наоборот, об установке в том или ином месте, где происходят частые дорожно-транспортные происшествия или нарушения – к примеру, пересечение улиц Коли Пищенко и Багрия, где при любом цикле светофора происходит нарушение или аварийная ситуация».

И напоследок

О том, что частные камеры видеофиксации нарушений правил дорожного движения – настоящая «золотая жила», наверное, и говорить не стоит. В Сети даже можно найти советы о том, как правильно установить камеру, чтобы потом «ждать получения прибыли».

«Установка камер на дорогах как бизнес действительно способна приносить неплохую прибыль, — пишут советчики в Интернете. — Размер дохода будет зависеть от проходимости (сколько человек в день проезжает мимо камеры видеофиксации), количества и серьезности нарушений. Главное – правильно выбрать участок трассы. Там, где движение и так спокойное, устанавливать камеру видеофиксации практически бессмысленно. А вот на скоростных дорогах прибыль будет в разы больше». Где, говорите, в Севастополе больше всего камер? Ну-ну…

К слову, стоимость полного комплекта камеры (модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое), варьируется от двух до трех миллионов рублей. Средняя сумма прибыли инвестора с каждого штрафа, по самым грубым подсчетам, составляет около 200 рублей. Это значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Поскольку срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не менее трех нарушений в день. Небольшая цифра для севастопольских дорог.  Как показывает практика других регионов, вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.

Только с августа по декабрь 2017 года Центром автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД УМВД России по г. Севастополю было вынесено 142 933 постановления о штрафах. Общая сумма наложенных за этот период штрафов составила 90,945 млн рублей. Из них было взыскано 32,68 миллиона — по 92 тысячам из 142 тысяч постановлений. 80,68 тысячи постановлений при этом были оплачены с 50-процентной скидкой (в 20-дневный срок), что составляет 57,7% от общего количества выписанных штрафов. Напомним, в прошлом году система фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Севастополе работала еще не в полном объеме, а только начинала. Какую сумму озвучат по итогам 2018 года – остается только предполагать. А сколько заберет себе «за услуги» инвестор  — скорее всего, навсегда останется тайной.

Майя Победная, Forpost-Севастополь.RU