Горные тропы Севастополя: маршрут третьего дня похода «Храм Солнца – Байдарский перевал – Чертова лестница»

30 октября 2015 года вышло Постановление правительства Севастополя, утвердившее перечень приложенных к нему 8-ми следующих друг за другом однодневных туристических маршрутов, названных в комплексе Большой Севастопольской тропой (БСТ). По мнению авторов проекта, эта тропа в наилучшей логической последовательности связала самые значимые и интересные туристические объекты севастопольского региона, но при внимательном рассмотрении оказалось, что эта цель достигнута далеко не в полной мере. В частности, не лучшим образом продумана нитка маршрута. «За кадром» остались такие объекты как урочища Ласпи и Батилиман, все южнобережные пляжи Балаклавы, пещерный город Мангуп-Кале, Верхне-Узундженский каньон, памятники природы Каралезской долины и многое другое. КМС по горному туризму Виталий Пучков предлагает альтернативный маршрут 8-дневного похода по горным тропам Севастополя. Специалист самостоятельно разработал маршрут и предлагает ознакомиться с ним читателям. Он не имеет никакого правового статуса, но туристы могут «проголосовать ногами», выбрав наиболее подходящий для них вариант маршрута. Ранее Forpost-Севастополь.RU публиковал первый и второй дни маршрута.

Маршрут 3-го дня, согласно плану похода, начинается с радиального выхода от Храма Солнца на вершину Ильяс-Каи (Салы Ильи – 682 м. над у.м.). Подойти к подножью горы можно за 3-5 минут по тропе, идущей от деревянных стражников. Перейдя с тропы на скалу, мы увидим следы многочисленных восходителей. Поднимаясь по этим следам, мы вскоре подойдем к тому месту, где разрозненные следы сходятся в одну хорошо заметную тропу, которая вскоре раздваивается (см. фото ниже).

Одна тропа круто уходит вверх (желтая линия), а вторая (красная линия) вначале идет полого. Левая тропа после короткого взлета по скалам становится комфортной, а правая приводит к достаточно крутому каменистому кулуару. Несмотря на то, что вверху эти тропы сольются, удобнее подниматься по левой тропе. 

Подъем на вершину занимает около 20 минут. В 50 метрах от вершины видны следы раскопок. Здесь археологи обнаружили фрагменты древнего храма. Считается, что на этом месте стоял храм Святого Ильи Пророка. В ХI-ХV веках тысячи монахов, богомольцев и паломников из самых разных мест поднимались по крутым тропам к этому поднебесному храму, чтобы молиться Богу. Сейчас о былой святости этого места напоминает лишь крест «Спаси и сохрани», установленный на вершине горы (см. фото ниже).          

С вершины открываются прекрасные виды во все стороны. Прямо под нами видна бухта Ласпи с утопающими в зелени сосен пансионатами и базами отдыха, а западнее – не менее замечательная бухта Батилиман. В тех краях мы были накануне. Полюбовавшись всем этим великолепием сверху, пойдем на спуск по той же тропе, по которой поднялись на вершину.  Далее по плану мы должны идти к горе Челеби.

Вариантов перехода от Храма Солнца к Челеби много, но самый короткий путь – по тропе, которая начинается на территории турстоянки (примерно в 80 метрах от деревянных стражников) у хорошо обустроенного большого кострища. Поскольку турстоянка оборудована в низине, наша тропа вначале круто поднимется вверх, затем так же резко опустится вниз и пойдет полого.

От места излома тропы вверх идут скалки, по которым легко подняться на природную «смотровую площадку». С этой скальной площадки открываются интересные виды. В частности, оттуда хорошо видна вершина Каланых-Кая (627 м. над у.м.). Это некий контрольный ориентир для нас.

Тропа, по которой мы идем, проложена грамотно, не имеет развилок и отлично натоптана. Сбиться с нее абсолютно невозможно. Но это не помешало нашим «радетелям за обустройство Большой Севастопольской тропы» установить вдоль тропы через каждые 50-100 метров никому не нужные здесь двухметровые навигационные столбы, уродующие природу. Подобная избыточная маркировка превращает поход в перемещение от столба к столбу.    

Заканчивается тропа на Т-образном перекрестке, где она пересекается под прямым углом с лесной дорогой. В месте пересечения нужно повернуть направо и подняться по дороге метров 70 к выходу ее из леса на безлесную поляну, покрытую щебенкой. Продолжая идти в том же направлении, мы перевалим через небольшую возвышенность и пойдем на спуск. Место перегиба дороги обозначено на фото ниже меткой в виде зеленого кружка. Именно от этого перегиба начинается показанный на фото ниже спуск дороги (сплошная желтая линия) и троп-срезок (пунктирные линии).

Целесообразность использования нижней срезки вполне очевидна – большая петля дороги хорошо видна и как бы сама напрашивается на срезание. А верхнюю срезку я бы рекомендовал только опытным туристам. Эту срезку не очень просто найти (по турам), и выигрыш от ее использования не столь уж велик.

Несмотря на обилие троп, пересекающих плато, большинство из них имеют одну и ту же северо-восточную направленность, так как идут они обычно к ресторану «Шалаш», Байдарским воротам или к Форосской церкви.

Кроме троп, предшественники оставили нам туры  из камней, указывающие дрогу  и не оскверняющие ее. Кроме того, для самоконтроля можно периодически оглядываться назад. Мы должны будем видеть примерно то же самое, что изображено на фото ниже, сделанном с приближением.

Более детально пояснить путь к Челеби сложно, так как в этом районе с близкого расстояния вершина горы не видна из-за ее куполообразной формы. Но нам на вершину подниматься и не нужно, достаточно будет всего лишь траверсировать по тропе склон горы, оставляя ее справа, как это показано на фото ниже.

Тропы, туры и здравый смысл выведут нас на северный склон Челеби, по которому проложены тропы, плавно спускающиеся на Байдарский перевал. Этот склон показан на фото ниже, а тропы на нем изображены условно в виде красной линии со стрелкой.

Следует подчеркнуть, что легко доступен только северный склон горного массива Челеби-Яурн-Бели (657 м. над у.м.). Южная, обращенная к морю, сторона массива представляет собой практически отвесную скальную стену, как и восточная сторона с примкнувшей к ней горой Форос (см. фото выше).

Спуск на перевал по упомянутому ранее склону занимает около 15 минут. По пути мы можем рассмотреть уникальную Форосскую церковь Воскресения Христова, стоящую на отвесной 400-метровой Красной скале (см. фото ниже):

Форосская церковь была сооружена в 1892 году по проекту архитектора академика Н.М. Чагина в память о том, что 17 октября 1888 года в крушении поезда спасся император Александр III и его семья. Финансировал строительство церкви форосский чайный магнат  А.Г. Кузнецов.

На самом Байдарском перевале есть  возможность рассмотреть с близкого расстояния знаменитые Байдарские ворота (см. фото ниже), издавна считавшиеся одним из красивейших мест в маршрутах всех путешествующих по Крыму. Дорога через перевал строилась по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова в период с 1837 по 1848 год. В честь окончания строительства на перевале были воздвигнуты Байдарские ворота. Этот памятник архитектуры был сооружен в 1848 году по проекту ялтинского архитектора К.И. Эшлимана.

Кроме архитектурных шедевров, на перевале можно ознакомиться с рестораном «Шалаш» и его фирменными блюдами — чебуреками и Бараниной по-байдарски, а затем приобрести рядом какие-то памятные сувениры. После этого можно с чувством хорошо выполненного долга отправиться вниз по асфальтированному шоссе, спускающемуся на ЮБК. Минут за 15 мы спустимся к дому лесника, стоящему на крутом повороте шоссе вправо. В этом месте мы должны сойти с асфальта на левую обочину, где начинается широкая тропа, идущая вверх на Байдарскую яйлу.

Подъем на яйлу не сложен. Хорошая каменистая тропа без развилок и слишком крутых участков менее чем за полчаса приведет нас на яйлу к фундаменту разрушенного дома. Скальный мыс, на котором находятся развалины, называется «Форосский кант». Его вершина отстоит на 660 метров от уровня моря (см. фото ниже):

Этот мыс очень популярен среди скалолазов. На его южной вертикальной стене проложено 14 маршрутов разных категорий сложности. К сожалению, гора забрала много человеческих жизней. У края обрыва на скалах укреплены металлические таблички с именами погибших при восхождении.

Поскольку в горах Крыма в осенне-зимний период часто бывают сильные туманы, а тропы засыпает снег, вдоль троп на яйлах строят пирамиды из камней (туры), помогающие не сбиться с пути в непогоду. Бывают полезными эти туры и в хорошую погоду. Вот и мы отправимся по тропе на восток, поглядывая иногда на туры.

Минут через 20 ходьбы от развалин наша тропа пойдет на понижение и вольется под острым углом в каменистую дорогу, которую называют то Римской, то Мордвиновской. Те, кто считает дорогу Римской, настаивают, что эту дорогу к перевалу Шайтан-Мердвен (Чертова лестница) проложили римляне. Но далеко не все специалисты историки согласны с этим, так как римские дороги строились по очень жестким канонам, многие из которых в данном конкретном случае нарушены. Эти историки считают, что более справедливо назвать дорогу именем командующего Черноморским флотом графа П.А. Мордвинова, который в конце XVIII века восстановил старые разрушенные дороги на Байдарской яйле и использовал их для вывоза леса, необходимого флоту. Но, кому бы ни принадлежала пальма первенства в создании этой дороги, она много веков служат людям, в том числе используется и сейчас.

Шагая по относительно пологой Мордвиновской дороге, проложенной по северным склонам отрогов Главной гряды Крымских гор, трудно себе представить, что буквально в 200 метрах к югу эти отроги обрываются вниз почти вертикальными скальными стенами. По ходу движения нам встретятся несколько ответвлений от дороги влево, которые нужно игнорировать. Серьезная развилка встретится только через 40-45 минут хода от того места, где наша тропа слилась с Мордвиновской дорогой. Если на этой развилке повернуть влево, мы окажемся на поляне с большим кострищем (это турстоянка «Чертова лестница»), а если идти прямо, то через 30-40 метров мы подойдем к памятнику партизанам (см. фото ниже):

На этом план похода 3-го дня можно считать выполненным. Остается выбрать подходящее место на турстоянке, разбить бивак, поужинать и устроиться на ночевку. Водой нас обеспечила река Босса.

Более подробно некоторые упомянутые здесь маршруты описаны на моем сайте  tropykryma.com.

КМС по горному туризму – В. Пучков.

Forpost-Севастополь.RU