Открытое письмо директору Государственного автономного учреждения Севастополя «Центр развития туризма»
Уважаемая Валерия Сергеевна!
Как известно, возглавляемое Вами учреждение должно реализовать комплекс мероприятий по обустройству Большой севастопольской тропы (БСТ). Важнейшими составляющими этого комплекса являются Описания маршрутов прохождения 8-ми участков, на которые разделена БСТ, и Описания достопримечательностей, встречающихся при прохождении этих участков. Обе названные рубрики присутствуют на официальном сайте БСТ: https://bst-sev.ru.
Впервые я познакомился с этим сайтом в августе сего года и был поражен скудностью полезной информации, обилием ненужных сведений и большим количеством грубых ошибок, допущенных авторами статей при описании маршрутов и достопримечательностей. Поскольку сайт БСТ официальный, опубликованные на нем нелепости отрицательно сказываются на туристической репутации нашего города. Поэтому я написал критическую статью «Теоретики от горного туризма», которая была опубликована на Форпосте пару месяцев назад. Заканчивалась эта статья предложением «сформировать коллектив опытных туристов, готовых взять на себя труд разработки на общественных началах толкового описания БСТ, и размещения его на официальном сайте Большой севастопольской тропы». Никакой реакции на это из вашего учреждения не последовало.
За прошедшие два месяца авторы описаний исправили некоторые ошибки, на которые я указал в своей статье, но в целом описания маршрутов остались такими же непригодными для практического использования (а порой даже вредными, так как ведут в никуда), какими и были. Несмотря на очевидные недостатки статей, авторы держат информацию на сайте, считая, что разработанные ими описания достаточны для самостоятельного прохождения участков БСТ (цитата):
«Самостоятельно организовать поход под силу практически каждому, нужно просто задаться целью. Информация по маршрутам доступна через сайт и мобильное приложение».
Значит, любой человек, прочитавший на вашем сайте «информацию по маршрутам», может самостоятельно идти в поход по БСТ. Проверим, достаточна ли для этого ваша информация, опубликованная на сайте. В качестве примера возьмем описание третьего участка БСТ, который, в соответствии с ниткой маршрута, начинается на перевале Байдарские ворота и заканчивается на туристической стоянке Узунджа (в трех километрах за селом Родниковым). При проверке сразу же обнаружились серьезные противоречия. Авторы пишут (цитата):
«Данная статья описывает переход от стоянки «Узунджа» к перевалу «Байдарские Ворота».
То есть, рассматривается маршрут, направленный в сторону, противоположную нитке маршрута БСТ. Там же написано уточнение (цитата):
«Одним из начальных пунктов выходов на данный маршрут является село Родниковское».
Если рассматривать третий участок БСТ автономно, то вариантов попасть на него, действительно, много, но мы рассматриваем цепочку из 8 фиксированных участков. В этом случае существует только один вариант входа на участок – через перевал Байдарские ворота, и один вариант выхода с участка – через турстоянку Узунджа. Если же согласиться с авторами, что вход на 3-й участок осуществляется через село Родниковое, то сразу возникает вопрос – как авторы попали в Родниковое, если предыдущий 2-й участок заканчивается на перевале Байдарские ворота???
Несмотря на очевидную абсурдность старта из Родникового, именно этот вариант маршрута описан на официальном сайте. Поэтому нам придется проанализировать именно это описание. Итак, будем считать, что наступил 3-й походный день, и мы находимся в центре села Родникового, откуда начинается наш маршрут. Сразу же возникает вопрос – куда идти? В описании маршрута ответа на этот вопрос нет. Вместо указания – куда идти из села – на сайте содержится только такая информация (цитата):
«Маршрут проходит рядом с самой высокой точкой всего Севастопольского федерального округа – вершиной Тез-Баир (по некоторым другим данным – Таш-Баир, то есть – «Каменный отрог»). На эту вершину можно сделать радиальный выход с тропы, что проходит через урочище Карадагский лес».
Из приведенного выше абзаца следует, что авторы каким-то волшебным образом перенеслись из центра села Родникового в Карадагский лес. А как???
Дальше идет сплошная фантастика. Прочтите, о чем догадались авторы, выйдя на кромку яйлы (цитата):
«О том, что вы находитесь на высоте почти 900 метров можно догадаться, когда выходишь на кромку яйлы – на вершины Морчека, Треугольник, Кастропольская. Под ними простирается трехсотметровый обрыв, а дальше тянется склон Южного берега Крыма. Большую часть горизонта занимает Черное море. Тропа проходит вдоль обрывов Байдаро-Кастропольской стены – участка Главной гряды, который образует сплошную скальную стенку».
Как авторам удалось телепортироваться из Карадагского леса на вершину горы Морчека остается тайной, которой они не хотят делиться. А еще большей тайной является маршрут, проходящий вдоль обрывов Байдаро-Кастропольской стены. Ведь только в воображении авторов существует некая волшебная тропа, которая без вариантов выведет куда надо (кстати, «куда надо» – нигде не сказано). В действительности же в том районе проложены грунтовые дороги и тропы, в которых нужно разбираться. Неужели авторы всерьез думают, что любой турист, вооружившись приведенной выше микроскопической «информацией», может самостоятельно отправится в такой поход? Использование подобных «описаний» – верный способ заблудиться.
Наверное, спохватившись, что рассматриваемые тропы далеко выходят за границы севастопольского региона (например, гора Морчека находится на Ай-Петринской яйле), авторы вспомнили о Чертовой лестнице и посвятили ей целых полторы строки (цитата):
«Одним из ключевых участков дневного перехода является перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень)».
И все. Больше ничего. Вот так «детально» описан «один из ключевых участков дневного перехода», как пишут сами авторы. Дальнейший маршрут описан столь же лаконично (цитата):
«После Чертовой лестницы маршрут проходит по дороге, которая называется Мордвиновскаой. Свое имя дорога получила в честь графа и адмирала Н.С. Мордвинова, по распоряжению которого она была построена».
С Чертовой лестницы, действительно, можно пройти на Мордвиновскую дорогу, которая идет в Байдарскую долину, в частности, в то же село Родниковое, из которого мы утром отправились в поход. Получается, что кольцо замкнулось. Вот такое «ценное» описание маршрута сотворили ваши сотрудники или приглашенные лица. Это явный брак, а брак положено исправлять. Вот только, судя по всему, вряд ли они на это способны.
Авторы публикаций на официальном сайте напутали не только в описаниях маршрутов БСТ, но и в описаниях достопримечательностей севастопольского региона. Вот один лишь пример, позаимствованный с официального сайта (цитата):
«В Севастополе есть свой Стоунхендж. Расположено это 7 чудо Крыма в Байдарской долине, в селе Родниковое. Севастопольский Стоунхендж небольшой по сравнению со своим братом, знаменитым на весь мир английским Стоунхенджем, однако имеет схожее строение».
Там же авторы приводят фото «Севастопольского Стоунхенджа», как они называют выделенную зеленым эллипсом крупную каменную глыбу, изображенную ниже на фото 1 (более мелкие камни не в счет, так как они были перевезены сюда при СССР).
Давайте сравним изображение на фото 1 с фотографией настоящего Стоунхенджа:
Как видите, вопреки информации на вашем официальном сайте, никакого «схожего строения» и в помине нет. Это не удивительно, так как на фото 1 изображен Менгир – большой, одиночный, грубо обработанный, вертикально стоящий камень, а на фото 2 – Кромлех, представляющий собой группу каменных глыб, образующих круговую конструкцию. Стоунхендж – типичный кромлех. Так что и здесь авторы серьезно напутали (слышали звон, да не знали где он).
А свой кромлех в Севастополе, действительно, есть. Только расположен он не в селе Родниковом, а на небольшом плато у подножья горы Ильяс-Кая:
Как видно на фото, наш Стоунхендж образован шестью белыми скалами, размещенными по дуге, как зубы в челюсти, а в центре этой дуги находится седьмая круглая скала, которую экстрасенсы называют Местом силы, утверждая, что она генерирует концентрированную космическую энергию. В старину эти скалы называли «Тышлар-Кая», что в переводе с тюркского означает «Скалы-зубы», а сейчас это место обычно называют Храмом Солнца.
На этом, Валерия Сергеевна, я заканчиваю «разбор полетов» упоминавшихся выше авторов и попрошу Вас инициировать работу по созданию достойного путеводителя по Большой севастопольской тропе.
С уважением, КМС по горному туризму — В. Пучков
6 ноября 2018 г.