Текст КМС по горному туризму – В. Пучкова
В 1947 году знаменитые зубцы Ай-Петри получили статус «Памятник природы регионального значения». Такой статус присваивают особо охраняемым государством природным комплексам, к числу которых относятся участки уникальных, живописных местностей и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, останцы, ущелья, каньоны и т.д.), являющиеся невосполнимыми ценностями в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях.
В настоящее время все вопросы, касающиеся памятников природы, регулируются законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года. В соответствии с этим законом, основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является «сохранение их естественного состояния».
Можно ли считать «естественным» состояние зубцов горы Ай-Петри, опутанных тросами, подвесными мостами (см. фото ниже) и прочими техническими средствами аттракционов?
Как известно, гора Ай-Петри – это огромный коралловый риф, который за многие тысячелетия был поднят неимоверными тектоническими силами со дна морского на километровую высоту над уровнем моря. Вещественным подтверждением этого являются входящие в состав горной породы Ай-Петри ископаемые кораллы – окаменевшие трубочки, веточки и т.д. Сотворив такую уникальную гору,
Природа не остановилась на этом, а продолжила выветривать и вымывать скалы. В результате вершину горы увенчала великолепная корона из многометровых зубцов (см. первое фото), которые стали не только украшением южного берега Крыма, но и одним из красивейших символов всего нашего полуострова.
Понимая ценность этого памятника природы, никто не посягал на вершину Ай-Петри. Вот и верхнюю станцию канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» построили не на вершине, а на предвершинном плато.
Написать это письмо в СМИ меня побудило известие о том, что развешенными подвесными мостами на вершине Ай-Петри дело не ограничится. В планах тех же дельцов намечено «освоение» всех зубцов, не задействованных пока в их аттракционах. Этого допустить ни в коем случае нельзя. Более того, нужно объединить усилия неравнодушных крымчан и добиться демонтажа установленного на вершине оборудования.
Если перейти от эстетики к вопросам бизнеса, то следует понимать, что бездумное насыщение Ай-Петри различными аттракционами не приведет к пропорциональному росту прибыли. Уже сейчас, чтобы летом попасть на канатную дорогу, людям приходится часами стоять на солнцепеке в очереди, на что способны далеко не все. В результате многие жители и гости Крыма просто оставляют эту затею. А что будет дальше?! Выход в том, чтобы создать комплекс экстремальных развлечений на высоте (Скайпарк) не на Ай-Петри, а на новом месте и «с чистого листа». Это позволило бы разгрузить канатную дорогу, а на новом месте смонтировать не те убогие подвесные мостики, которые использованы сейчас на Ай-Петри, а современный комплекс инженерных сооружений, подобный тому, который установлен в сочинском скайпарке, построенном по проекту новозеландского путешественника и экстремала Алана Хаккетта. Начиная с 1986 года, Алан Хаккетт реализовал подобные проекты в Австралии, Германии, Франции, Сингапуре, Китае и других странах. А чем мы хуже? Вполне разумно было бы иметь в Крыму свой Скайпарк. Это еще больше увеличило бы интерес туристов к нашему полуострову.
Главный объект любого Скайпарка – подвесной мост. В Скайбридже он самый длинный в мире. Его длина 520 м, а высо-та – 218 м. Такая высота моста достигнута за счет того, что он за-креплен на тросах, натянутых над глубоким Ахштырским ущельем – природным творением реки Мзымты.
Идя по этому мосту с одного края Ахштырского ущелья на другой, и возвращаясь обратно, можно любоваться прекрасными панорамами Кавказских гор с одной стороны и живописными видами черноморского побережья с другой. Для удобства фотографирования на мосту предусмотрены смотровые площадки, которые не только облегчают обзор, но и упрощают прохождение встречных пешеходов по узкому мосту.
Примерно на середине моста Скайбридж закреплена платформа «Банджи 207», предназначенная для прыжков с высоты 207 метров. Там два инструктора снаряжают прыгуна, дают советы перед прыжком, выводят на стартовую позицию (см. фото ниже) и … полетел!
«Банджи 207» – самая высокая стартовая платформа Европы и одна из самых высоких платформ мира. Оттолкнувшись от платформы, смельчак в течение 7 секунд находится в свободном полете, а затем начинает растягиваться эластичный канат. В процессе торможения длина каната увеличивается в 4 раза – с 40 до 160 метров. Совершившие прыжок, по их словам, испытывали ощущение небывалой легкости, когда в свободном падении парили над землей.
Кроме «Банджи 207» в Скайпарке есть еще одна стартовая платформа – «Банджи 69», предназначенная для прыжков с высоты 69 метров. Особенность этой платформы состоит в том, что она спроектирована для различных вариантов прыжков: в тандеме, с исполнением трюков и т.д. Прыжки в пропасть на эластичноом канате на этой платформе доступны даже для людей с ограниченными возможностями. На фото ниже показано помещение перед входом на подвесной мост, в левой части которого расположена платформа «Банджи 69».
На приведенном выше фото хорошо видны также элементы конструкции подвесного моста Скайбридж, выполненные в виде стальных труб большого диаметра. Закрепленная в скалах эта трубная система удерживает с одной стороны ущелья стальные тросы, на которых держится мост. Всего таких тросов восемь и весят они 700 тонн при весе всех металлоконструкций моста – 120 тонн. Запас прочности тросов таков, что мост может выдержать землетрясение силой 9 баллов. Уникальный по своим размерам и архитектурным формам мост Скайбридж занесен в Книгу рекордов Гинесса.
Кроме платформ Банджи, в Скайпарке есть еще один уникальный аттракцион — «Мегатролль». Участники этого аттракциона садятся в троллей, кресла которого прикреплены к несущей конструкции из роликов и каретки скользящей по стальному тросу, натянутому с прогибом между бортами Ахштырского ущелья на высоте 200 метров. За счет провисания центральной части троса на 94 метра по вертикали его закрепленные в скалах концевые участки имеют большую крутизну (см. фото ниже), обеспечивающую скорость скольжения троллея до 150 км/час. Это самая большая скорость в мире, достигнутая в настоящее время на троллее.
В уникальной системе «Мегатролль», специально спроектированной для сочинского Скайпарка, используется трос длиной 700 метров, способный выдержать нагрузку до 30 тонн. Максимальная загрузка троллея — три человека. С учетом этого, а также собственного веса троса и динамической составляющей нагрузки система имеет более чем 10-кратный запас прочности.
Когда участники этого захватывающего дух аттракциона проносятся на огромной скорости над Ахштырским ущельем, они чувствуют себя птицами, парящими высоко в небе. Многие оглашают окрестности громкими воплями ужаса и восторга.
Если после всего сказанного вернуться к проблемам Крыма, то сразу напрашивается вопрос – где в Крыму взять Ахштырское ущелье, чтобы натянуть через него подвесной мост Скайбридж, и есть ли у нас отвесные скалы, высота которых достаточна для прыжков со стартовой платформы банджи-джампинга?
Все у нас есть. Ущелье нам не нужно, так как мы можем натянуть подвесной мост между соседствующими вершинами гор, высота которых достаточна для прыжков банджи-джампинга. Таких гор в Крыму немало. В качестве примера можно рассмотреть две горы: Форосский кант (660 метров над ур.м.) и Форос (639 метров над ур.м.). Эти горы изображены на фотографиях ниже:
Гора Форосский кант имеет отвесную южную стену высотой 250 метров, что примерно на 50 метров превышает глубину Ахштырского ущелья. Расстояние между вершинами названных гор я не вычислял, но, думаю, что оно не меньше, длины сочинского подвесного моста Скайбридж, равной 520 метрам при высоте этого моста 218 метров. Крымский Скайпарк, подобный сочинскому, уменьшит нагрузку на Ай-Петри и станет еще одним центром развлечений мирового уровня.
КМС по горному туризму – В. Пучков
фото: pixabay, Юрий Югансон, В. Пучков, свободные источники