Около трети отечественной обуви приходится на суррогат, пишут «Известия». Как правило, это «серый» импорт, который выдает себя за отечественное производство. Такая схема позволяет компаниям получать в стране кредиты и участвовать в госзакупках.
Правительство уже начало борьбу с псевдопроизводителями этих товаров: оператор маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и Роспотребнадзор проверят такие предприятия уже до конца года. Пока же отечественные изготовители теряют свою долю на рынке.
Уже в мае ЦРПТ должен составить список предприятий, которые называют себя отечественными изготовителями, но по факту ими не являются. Далее к работе предстоит подключиться Роспотребнадзору, который выйдет по адресам таких предприятий на внеплановый контроль.
Проблема стала заметной в конце 2024 – начале 2025 годов, когда в РФ начала действовать обязательная маркировка обуви, до этого с 2020-го в отрасли шел эксперимент.
Общий объем продаж обуви в России ежегодно составляет около 550–580 млн пар, на отечественные предприятия приходится до 120 млн пар, оставшаяся часть — это импорт (до 340 млн). Всего около 120 млн пар на рынке эксперты оценивают как контрафакт и незаконный оборот.
Такие манипуляции серьезно сказываются на рынке: средняя стоимость зарубежной и российской продукции значимо отличается, уточняется в аналитической записке Минпромторга. Например, средняя цена пары китайской обуви в 2023 году составила 1,1 тыс. рублей, а российской — почти 1,7 тыс., говорится там. Китайская продукция стоит даже дешевле, чем произведенные в России товары по себестоимости.
Российские легальные предприятия теряют рынок, он уже на 80% состоит из импортной обуви, на этом фоне производство отечественной продукции притормаживает. Если на долю отечественных производителей в 2020 году приходилось 25%, то теперь она снизилась до 15–18%.
Эксперты отмечают, что российская кожевенно-обувная отрасль находится в сложном положении, идет массовое сокращение производства обуви.
Фото: pixabay
Теги по теме
«Серый» рынок смартфонов в РФ достиг 30% от общего объема продаж
В России резко растет серый туристический бизнес
В России «серый» экспорт бензина привел к росту цен на внутреннем рынке