Около трети российской обуви является «серым» импортом

Около трети отечественной обуви приходится на суррогат, пишут «Известия». Как правило, это «серый» импорт, который выдает себя за отечественное производство. Такая схема позволяет компаниям получать в стране кредиты и участвовать в госзакупках.

Правительство уже начало борьбу с псевдопроизводителями этих товаров: оператор маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и Роспотребнадзор проверят такие предприятия уже до конца года. Пока же отечественные изготовители теряют свою долю на рынке.

Уже в мае ЦРПТ должен составить список предприятий, которые называют себя отечественными изготовителями, но по факту ими не являются. Далее к работе предстоит подключиться Роспотребнадзору, который выйдет по адресам таких предприятий на внеплановый контроль.

Проблема стала заметной в конце 2024 – начале 2025 годов, когда в РФ начала действовать обязательная маркировка обуви, до этого с 2020-го в отрасли шел эксперимент.

Общий объем продаж обуви в России ежегодно составляет около 550–580 млн пар, на отечественные предприятия приходится до 120 млн пар, оставшаяся часть — это импорт (до 340 млн). Всего около 120 млн пар на рынке эксперты оценивают как контрафакт и незаконный оборот.

Такие манипуляции серьезно сказываются на рынке: средняя стоимость зарубежной и российской продукции значимо отличается, уточняется в аналитической записке Минпромторга. Например, средняя цена пары китайской обуви в 2023 году составила 1,1 тыс. рублей, а российской — почти 1,7 тыс., говорится там. Китайская продукция стоит даже дешевле, чем произведенные в России товары по себестоимости.

Российские легальные предприятия теряют рынок, он уже на 80% состоит из импортной обуви, на этом фоне производство отечественной продукции притормаживает. Если на долю отечественных производителей в 2020 году приходилось 25%, то теперь она снизилась до 15–18%.

Эксперты отмечают, что российская кожевенно-обувная отрасль находится в сложном положении, идет массовое сокращение производства обуви.

Фото: pixabay

Теги по теме

«Серый» рынок смартфонов в РФ достиг 30% от общего объема продаж

В России резко растет серый туристический бизнес

В России «серый» экспорт бензина привел к росту цен на внутреннем рынке

Теневой сегмент автоперевозок в РФ составляет 70%