Как стало известно “Коммерсанту”, производители и дистрибуторы уведомили ритейлеров о повышении с начала следующего года на 5-20% отпускных цен на широкий перечень товаров — от молочной продукции, кофе, соков, риса до кондитерских изделий.
Компании аргументируют это ростом курса валют, что влияет на затраты на импортное сырье, и подорожанием более чем на треть услуг на перевозку внутри страны.
Логисты в свою очередь говорят о серьезном увеличении своих затрат на персонал, обновление автопарка, аренду складов и не видят предпосылок для снижения в обозримом будущем тарифов на транспортировку.
В Минсельхозе подчеркивают, что «ситуация находится на особом контроле».
В распоряжении “Коммерсанта” оказались письма от целого ряда производителей о повышении с января 2024 года отпускных цен, направленные с конца ноября по середину декабря 2023 года торговым сетям.
Так, «Вимм-Билль-Данн» (управляет молочными активами PepsiCo в РФ) сообщил о росте цен в среднем на 4,9% на молочную продукцию, на соки — на 16,1%, производитель йогуртов Ehrmann — на 5%. «Мултон Партнерс» (ранее Coca Cola) увеличивает цены на безалкогольные напитки на 13%, Nestle на кофе и напитки из него — на 15%, на кондитерские изделия — на 8%, на готовые завтраки — до 9,5%, «Любятово» на печенье — на 6%. Ritter Sport и Ferrero Rocher решили поднять цены на шоколад на 7–14%. А оптовая цена на рис от его поставщика «Агроимпорта» увеличивается на 22%.
В случае с кофе добавилась неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках — засуха в Бразилии.
Аналогично и с рисом: из-за неурожая в этом году Индия и Таиланд закрыли его экспорт, а РФ импортирует до 30–50% этой культуры.
На молочном рынке сложилась парадоксальная ситуация, когда в октябре закупочные цены на сырое молоко были ниже на 0,2%, а себестоимость его переработки росла на 15% из-за увеличения затрат на сопутствующие расходы.
Похожая ситуация и в других сегментах. «Мултон Партнерс» сообщил ритейлерам, что на себестоимость продукции компании также влияет подорожание упаковки на 11%.
Однако наиболее острая ситуация сложилась с перевозками товаров внутри страны. «Любятово» пишет, что с начала 2023 года затраты на транспортировку увеличились на 41,5%, в «Мултон Партнерс» говорят о росте в 37%.
У логистов тоже растут издержки. Им пришлось повысить более чем на 50% зарплату персоналу из-за его дефицита, как минимум вдвое увеличить затраты на обновление автопарка и на 40% — на аренду складов.
Фото: pixabay
Теги по теме
В сентябре в Севастополе продукты подорожали на 9,9%
Крупные производители куриного мяса начали снижать оптовые цены
Аксенов анонсировал снижение цены на дизельное топливо в Крыму