Транспортные сети города-героя продолжают находиться в плачевном состоянии. Ситуацию пока не изменили ни смена руководства города, ни расширение полномочий «Севавтодора», ни арест главы компании, ни тройное по сравнению с прошлым годом увеличение финансовых федеральных вливаний в проблемную отрасль. Что же происходит в дорожном хозяйстве Севастополя?
ГБУ «Севавтодор», которое до 2017 года было ГУП, несмотря на полную реорганизацию, продолжают преследовать скандалы. В начале весны на предприятии неожиданно возник долг перед сотрудниками почти в 5 млн рублей, погашение которого заняло впоследствии некоторое время. В конце мая появилась информация о том, что глава «Севавтодора» попался на взятке в 300 тысяч рублей, а в начале июня Виталий Узлов действительно был взят под стражу. Также в июне президент РФ Владимир Путин отметил, что сколько Севастополю денег на дороги не давай – все разворуют и «растырят».
Действительно, деньги выделяются немалые, но результатов не видно. На ремонт севастопольских дорог в 2017 году было выделено в общей сложности 3,6 млрд рублей — втрое больше, чем в прошлом году. Городские власти в конце 2016 года пообещали привлекать к дорожным работам только хорошо зарекомендовавшие себя компании, которые уже выполнили обязательства по прежним госконтрактам. При этом, значительная часть нынешних договоров на реконструкцию дорог была заключена именно в конце прошлого года.
Давайте разберемся, что это за контракты и кто их получает?
Всего за период с 2015 по 2017 год «Севавтодор» заключил с подрядчиками 178 контрактов на общую сумму 880 млн рублей, из которых за 2015 — на 115 млн, а 2016 — 695 млн.
Кстати, контракты на более 580 млн заключены сразу после октябрьского назначения Виталия Узлова. Как за два с половиной месяца прошлого года были потрачены 580 млн рублей? За такой короткий срок новое руководство компании не могло соблюсти все тендерные процедуры, поэтому все контракты заключались с единственным поставщиком и большинство — буквально перед «боем курантов» — 30-31 декабря.
По странному стечению обстоятельств, контракты заключались с фирмами, ни разу до этого не выполнявшими господряды в Севастополе, а некоторые из них вообще впервые участвовали в госзакупках. При этом, подавляющее большинство контрактов получили фирмы из мест прибытия Виталия Узлова и Игоря Титова, возглавившего транспортный департамент Севастополя тоже осенью 2016 года: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск.
В частности, более чем на 70 млн рублей были заключены 5 контрактов с петербургским ООО ФСК «Возрождение», уставной фонд которого — всего 10 тысяч рублей, созданным буквально за месяц до заключения договоров. Фирма предоставляла «Севавтодору» в аренду спецтехнику, а также поставляла гранитный щебень различных фракций и минеральный порошок МП-1. Сейчас компания фигурирует в уголовном деле о мошенничестве вместе с Узловым.
18 контрактов, действующих до конца 2017 года, на 148 млн рублей подписано с московским ООО «Битумтрейд» (Москва). Компания обязалась поставить в Севастополь материалы для производства асфальтобетона: битум, щебень гранитный, минеральный порошок. Зачем везти эти стройматериалы из Москвы, если их можно купить намного ближе, и, соответственно, дешевле?
С петербургским ООО «Дормост Инжиниринг» был заключен 1 контракт на 42,7 млн рублей. Компания, якобы, предоставила «Севавтодору» «услуги по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов». Договор действовал с ноября по декабрь 2016 года. Интересно, какие туннели спроектировала за месяц питерская фирма? Другими словами, на что потрачены почти 43 бюджетных миллиона?
С симферопольским ООО «ЛТК Групп» заключены 5 контрактов на 65 млн рублей. Среди учредителей компании — одно юрлицо – московское ООО ФСК «Фаворит» (51%, ИНН 7732522086) ранее участвовавшее в госзакупках как поставщик и включенное в реестр недобросовестных поставщиков. Эта же компания проводила ремонтные работы на провалившемся в результате оползня участке трассы Севастополь-Симферополь. Срок действия севастопольских контрактов – всего две недели, с 16 по 31 декабря 2016 года. По условиям договора, 14 млн ушли на аренду спецтехники, 13,1 – на ремонт дороги и свыше 38 млн – за асфальтобетон.
Речь идет о ремонте участка дороги по проспекту Победы протяженностью 1,6 км в период с 16 по 20 декабря 2016 года. По факту никакого ремонта не было.
С симферопольским ООО «Доринвест-Крым» были заключены 3 контракта на 13 млн рублей. Соучредителем этой компании был в 2014 году экс-глава Службы автодорог Крыма Игорь Кравченко, со скандалом уволенный после «подушечной» фотосессии в Mriya Resort and Spa Yalta. В Крыму компания появилась сразу после его воссоединения с Россией. В 2014-2016 годах она ремонтировала трассу Р-23 Симферополь-Феодосия-Керчь, восстанавливала асфальт на улицах крымской столицы, проводила частичную реконструкцию трассы Симферополь-Евпатория-Мирное и дорог Красногвардейского района полуострова. Ремонт трассы Р-23 проводился с многочисленными нарушениями. По условиям контрактов, компания должна была за последнюю неделю 2016 года поставить в Севастополь гранитный щебень на 12,6 млн рублей и на 0,7 млн минерального порошка.
С московской компанией ООО «Форсаж» «Севавтодор» заключил 9 контрактов на 63 млн рублей, срок действия которых – с 30 декабря 2016 года по 31 декабря 2017. Предприятие должно поставить на 56,94 млн рублей битум дорожный БНД 60/90 по 21900 рублей за тонну и на 5,59 млн рублей минеральный порошок МП-1 по 2600 рублей за тонну. Основной вид деятельности предприятия при этом — складирование и хранение.
С севастопольским ООО «Крым Софт» заключены 3 контракта на 11 млн рублей. Примечательно то, что Виктория Янченко из Смоленской области стала владелицей и гендиректором фирмы 22 декабря 2016 года, а уже через неделю, 30 декабря, заключила первые для предприятия контракты с «Севавтодором», срок действия которых – с декабря 2016 по декабрь 2017 года. Виды поставок: краски, материалы лакокрасочные, растворы, эмали и глазури.
Со смоленским ООО «СтройКом» закончены 6 контрактов на 21 млн рублей. У этого предприятия до сотрудничества с «Севавтодором» было только 2 госконтракта на сумму 327 тысяч рублей. Напомним, Виталий Узлов ранее работал в «Смоленскавтодоре». Компания с декабря 2016 года до конца 2017 должна поставить в Севастополь 63 светофора на 2,1 млн рублей, 3055 дорожных знаков на 7,7 млн рублей, 352 «лежачих полицейских» на 692 тысячи рублей и крепежные изделия, краску для дорожной разметки на 10,6 млн рублей.
Выбираем самые дорогие из предлагаемых светофоров, умножаем 19000 рублей на 63 штуки, получаем 1197000 рублей. На миллион меньше «смоленских».
С ООО «ДЭК Групп» из Симферополя заключено 7 контрактов, действующих с декабря 2016 года по декабрь 2017, на 52 млн рублей. Ранее предприятие в госзакупках не участвовало. За эти деньги компания обязалась поставить в Севастополь щебень гранитный фракций 5-20 мм по 2300 рублей за тонну, 0-5 мм по 1750 рублей за тонну и 10-20 мм по 1600 рублей за тонну.
По таблице, приведенной ниже, видно, насколько дешевле обходятся стройматериалы ГУП «Крымавтодор». Чем можно объяснить цены для Севастополя? Только воровством, коррупцией и некомпетентностью ответственных лиц.
Очевидно, что без жесткого контроля за расходами порядок в дорожной отрасли Севастополя навести невозможно. Пока для чиновников основными критериями при заключении договоров являются не качество и экономичность, а возможность сговора и получения «откатов», мы так и будем ездить по разбитым дорогам, «попадая» на авторемонт, транспортный налог и восстановление нервной системы.