Специалисты из Севастопольского государственного университета закончили комплексное остатков советского крейсера «Червона Украина» на дне Черного моря. Об этом сообщает пресс-служба СевГУ.
«В мае — июне 2021 года завершился последний этап комплексных исследований — морская исследовательская экспедиция в акватории Черного моря у Бакальской косы, во время которой было проведено приборное и водолазное обследование остатков корпуса крейсера», — заявил директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» СевГУ Виктор Вахонеев.
Как показали исследования, под водой сохранился остов корпуса корабля без палубы и палубных надстроек. Остов корпуса лежит на ровном песчаном дне на глубинах до 6 м. Нижняя часть корпуса скрыта песчаными наносами. Прослеживаются оба борта корабля, сохранилось множество металлических шпангоутов и фрагментов обшивки корпуса судна. Бронелисты отсутствуют.
По итогам выполнения проекта сделан вывод о том, что остатки крейсера требуют сохранения для будущих поколений, в связи с чем им необходимо придать статус выявленного объекта культурного наследия.
По словам Вахонеева, помимо практической морской части проведены еще два этапа исследований. Изучены фонды ряда музеев России, в которых хранятся предметы с крейсера — Центрального военно-морского музея имени Петра Великого в Санкт-Петербурге, Музея Черноморского флота в Севастополе, Музея подводной археологии в Феодосии.
Проведены изыскания в Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, по результатам которых изучены документы по истории „Червоной Украины“.
Напомним, что легкий крейсер «Червона Украина» был заложен на заводе «Русского судостроительного общества» в 1913 г. под названием «Адмирал Нахимов». Завершена постройка корабля в 1927 году.
В Великую Отечественную войну крейсер, несмотря на достаточно короткий боевой путь, внёс важный вклад в эвакуацию Одессы и оборону Севастополя. 12 ноября 1941 года во время авианалёта крейсер, стоящий у Графской пристани Севастополя, получил критические повреждения и на следующий день затонул. Крейсер был поднят в 1947 году. Однако спустя 5 лет его корпус был посажен на грунт в районе Бакальской косы в качестве учебной мишени для бомбометания морской авиации. В 2000 годах остатки крейсера были проданы частным лицам, после чего началась его разделка на металлолом.
Фото: СевГУ