17 октября 2022 года Арбитражным судом Севастополя было вынесено решение в пользу правительства города, которым ООО «ПИР» обязывается за счет собственных средств осуществить полный демонтаж и снос самовольной постройки – объекта капитального строительства ресторана «SEAVAS» на набережной Адм. Клокачева, 15. Таким образом прерывается цепочка коррупционных звеньев по незаконному возведению ресторана в украинские времена и легализации постройки российскими чиновниками путем рейдерского «завода» на объект подконтрольных им учредителей.
21.04.2020 правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд города с исковым заявлением к ООО «ПИР» об обязании ответчика за счет собственных средств привести самовольно реконструированный объект – ресторан «SEVAS» в состояние, существовавшее до проведения самовольной реконструкции. Рассмотрение данного дела длилось в первой инстанции более двух лет, было назначено несколько судебно-строительных экспертиз.
Наконец, 17.10.2022 судом было вынесено решение в пользу правительства города. Решением ООО «ПИР» обязан за счет собственных средств осуществить полный демонтаж и снос самовольной постройки – ресторана «SEAVAS» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая данное решение суд учитывал целый ряд выявленных важных фактов.
Так, еще в украинский период, после 2002 года, ООО «Пир» произвело самовольную реконструкцию здания ресторана – бывшего «Рыбацкого стана» — без разрешения госорганов, вследствие чего площадь здания увеличилась с 1083 кв.м до 1300 кв.м. Подтвержден факт частичного размещения спорного объекта за пределами сформированного для его эксплуатации земельного участка, а именно площадь спорного объекта в 1300 кв.м — больше площади земельного участка, представленного в аренду как в 2011 году (1150 кв.м), так и в 2018 году (1265 кв. м).
Здание ресторана установлено на сети городской водопроводной или канализационной сети (люк эксплуатационного колодца городской сети размещается в помещении коридора ресторана), а в самом здании локальных очистных сооружений для очистки сточных вод, системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения не обнаружено. Отвод водостока осуществляется непосредственно на уличное и морское пространство.
Кроме того, ресторан установлен на гидротехническом сооружения пассажирского причала №157, физический износ которого составляет 61%. Техническое состояние сооружения причала характеризуется как аварийное и неработоспособное.
Вывод экспертов был таков: сохранение здания ресторана «SEAVAS» в существующем состоянии создает угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в здании и в непосредственной близости от него, создает угрозу безопасности городским сетям водопровода, канализации, а также пассажирскому причалу №157, расположенному под зданием.
Данное решение пока в законную силу не вступило, велика вероятность подачи апелляционной жалобы от ООО «Пир», что затянет сроки неминуемого сноса ресторана. Но история судебных тяжб за него наглядно демонстрирует как чиновники из команды экс-губернатора Овсянникова «поимели» «Рыбацкицй стан», подмяли под себя, еще и обозвав его уничижительным названием нашего города.
Борьба за ресторан «Рыбацкий стан» началась в октябре 2017 года. Тогда (09.10.2017 г.) в Арбитражный суд Севастополя поступило исковое заявление от правительства Севастополя в лице ДИЗО к ООО «ПИР» о сносе самовольной постройки и освобождении самовольно занятого земельного участка: летней площадки и земельного участка площадью 900 кв.м. Суд принимает данное заявление к производству и назначает рассмотрение дела на 28.11.2017 г. Начинаются, на первый взгляд, похвальные действия чиновников в интересах города. Однако, на суд представители ДИЗО не явились, рассмотрение было перенесено на 12.12.2017 г. Далее они не явились на суд и 12.01.2018 г, 23.01.2018 года.
Причем, 23 января 2018 г. в суд не явились ни представители истца, ни представители ответчика (ООО «ПИР») и судья вынес определение об оставлении иска правительства Севастополя без рассмотрения. Решение вступило в законную силу, апелляций от правительства Севастополя или ДИЗО — не последовало.
После такого странного равнодушия к собственному иску со стороны ДИЗО в составе учредителей предприятия начинают происходить странные пертурбации.
Директорского кресла лишается севастополец Владимир Ованесов, в апреле 2018 года кресло занимает москвич Сергей Акимов, до этого не являвшийся ни руководителем, ни учредителем российских предприятий. Затем – в августе 2019 — появляется уроженка Башкирии Полина Салтыкова, которая также до этого нигде не числилась руководителем или учредителем.
В это же время в городе начинают связывать ресторан с именем губернатора Овсянникова. А руководимое им правительство начинает проводить госзакупки у ООО «ПИР»: без конкурса были заключены три госконтракта на сумму 800 тыс. р. на обеспечение встреч делегаций.
Отсюда предположение: ДИЗО Севастополя под угрозой сноса летней площадки ресторана и изъятия земельного участка, а также препятствуя ООО «ПИР» в оформлении земельного участка, на котором расположен непосредственно ресторан, вынудил собственников ресторана продать коммерческие права по заниженной цене лицам, близким к губернатору Овсянникову, после чего последние перепродали ресторан московскому ресторатору Игорю Лазареву, который владеет им по сей день?
Сам же договор аренды ресторан получил от ДИЗО под конец 2018 года. Причем, этим документом была увеличена площадь арендуемого участка на 115 кв.м за счет государственных земель города общей кадастровой стоимостью более 870 000 руб. Эти действия правительства были опротестованы прокуратурой. 26.04.2019 в Арбитражный суд г. Севастополя обратился заместитель прокурора г. Севастополя с иском в защиту публичных интересов субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя к ДИЗО Севастополя и ООО «ПИР» о признании недействительным договора аренды земельного участка от 29.12.2018 №2673, применении последствий недействительности сделки (дело № А84-2099/2019).
Впоследствии — 24.12.2019 г. — судом первой инстанцией вынесено решение в пользу города, обязывающее ООО «ПИР» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу возвратить по акту приема-передачи ДИЗО Севастополя земельный участок.
Важно, что судом было указано на неправомерность действий кадастрового инженера по правильности уточнения границ земельного участка и должностных лиц ДИЗО Севастополя по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
На данное решение ООО «Пир» подало апелляционную жалобу и так судебные перипетии и докатились до нового иска правительства Севастополя к ООО «Пир» от 21.04.2020 г.
Хронология событий с предположительными выводами
• смена собственника ресторана (ООО «ПИР») произошла после подачи искового заявления правительством Овсянникова в ноябре 2017 о сносе самовольной постройки (летней площадки) и освобождении земельного участка водного фонда;
• после согласия собственника ресторана (один из бенефициаров — владелец ТЦ «Диалог» Александр Приходько) о продаже корпоративных прав на ООО «ПИР» новому собственнику, указанному правительством Севастополя, ДИЗО отказался от своих исковых требований путем неявки на судебные заседания, в результате чего 23.01.2018 Арбитражный суд оставил иск без рассмотрения;
• 14.03.2018 у ООО «ПИР» сменился учредитель на московского бизнесмена в сфере общепита Лазарева;
• 10.06.2018 после ремонта на месте ресторана «Рыбацкий стан» открылся ресторан с новым названием «Seavas».
• в декабре 2018 ДИЗО Севастополя в ходе переоформления украинского договора аренды с ООО «ПИР» на земельный участок под рестораном незаконно увеличивает площадь участка на 115 кв.м за счет государственных земель города стоимостью более 870 000 руб.
• 26.04.2019 заместитель прокурора г. Севастополя обращается с иском в Арбитражный суд г. Севастополя о признании недействительным указанного договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.
• 16.05.2019 департамент аппарата губернатора и правительства Севастополя заключает госконтракт с ООО «ПИР» по обеспечению приемов (питания) официальных правительственных делегаций.
• в период первого полугодия 2019 губернатор Овсянников при проектировании нового культурно-образовательного кластера всячески лоббирует интересы ООО «ПИР» по сохранению данного объекта капстроительства (ресторана) в рамках кластера.
• 11.07.2019 Овсянников отправлен в отставку с поста губернатора Севастополя.
• 07.08.2019 Арбитражный суд Севастополя выносит определение о запрете ДИЗО совершать какие-либо действия, связанные с передачей змли в собственность ООО «ПИР».
• 24.12.2019 Арбитражный суд Севастополя выносит решение о признании недействительным договора аренды земельного участка под рестораном «Seavas». Данное решение пока не вступило в законную силу, поступила апелляция, рассмотрение которой было приостановлено до рассмотрения по существу другого арбитражного дела.
• 21.04.2020 правительство Развожаева обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к ООО «ПИР» об обязании ответчика за счет собственных средств привести самовольно реконструированный объект – ресторан «SEVAS» в состояние, существовавшее до проведения самовольной реконструкции.
• В ходе рассмотрения данного дела, ряда судебно-строительных экспертиз были установлены факты грубейших нарушений норм и законодательства, допущенных после 2002 года собственниками ООО «Пир» при самовольной реконструкции ресторана, угрожающие жизни и здоровью граждан и безопасности.
• 17.10.2022 суд вынес решение в пользу правительства города об обязании ООО «ПИР» за счет собственных средств осуществить полный демонтаж и снос самовольной постройки – объекта капитального строительства ресторан «SEAVAS», расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, наб. Адм. Клокачева, 15, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Закон бумеранга в действии
Фактически, «отжатый» в результате коррупционной сделки у бывшего украинского магната ресторан «Рыбацкий стан», переименованный в уничижительный «SEAVAS», стал воплощением всех возможных и невозможных нарушений законодательства, допустимых при насквозь коррумпированных органах власти украинского периода: самовольная реконструкция за пределами выделенного земельного участка на коммунальных городских сетях, в водоохранной зоне и на гидротехническом сооружении — пассажирском причале. Затем он стал примером коррупционных действий уже в российский период и показателем «предпочтений» отдельных чиновников мутным схемам, а не работе с реальными инвесторами.
Однако теперь печально известный ресторан будет снесён с лица земли полностью за счет собственника, а договор аренды земельного участка будет расторгнут без каких-либо компенсаций.
Лина Маршалл