17 января 2023 года семь деловых ассоциаций города повторно обратились в адрес местного правительства с просьбой о принятии решения об установлении обоснованных и справедливых платежей за земельные участки, находящиеся в собственности Севастополя. Поводом для данного и предыдущих обращений послужила ситуация с введением правительством города с 1 января 2023 года новой кадастровой стоимости земельных участков, существенно увеличивающей платежи за землю. Но правительство города остается непреклонным: события 2022 года никак не могут повлиять на кадастровую оценку. Таким образом, цена за аренду земли в Севастополе для предпринимателей в условиях проведения СВО и нарушения транспортной логистики взлетела многократно, что ведет к разрушению местного бизнеса.
В своем, уже втором, обращении в адрес правительства города деловые ассоциации акцентировали, что исходя из своего назначения и, согласно закону, кадастровая стоимость должна отражать реальную стоимость оцениваемого объекта и по результатам проведения оценки полученная кадастровая стоимость должна максимально близко соответствовать реальному рынку. Однако, случилось так, что на дату оценки, а это было 1 января 2022 года, рынок недвижимости Севастополя находился на пике, а на дату введения кадастровой стоимости – уже 1 января 2023 года — он более чем существенно «просел». В связи с полным прекращением гражданского авиасообщения с полуостровом, его прифронтовым характером, перестройкой логистических цепочек, множественными западными санкциями и прочими факторами инвестиционная активность бизнеса ощутимо сократилась. Даже предварительный анализ общедоступных электронных торговых площадок явно свидетельствует о том, что количество и цены реально совершаемых сделок на рынке недвижимости стали существенно ниже, чем это было по состоянию на 01.01.2022 года.
Такая абсолютно недальновидная, непрофессионально «жадная» позиция чиновников экономического блока местного правительства, удивляет бизнес—сообщество еще и потому, что федеральный законодатель уже пошел навстречу бизнесу, и прямо предусмотрел, что в случае роста кадастровой стоимости в 2023 году, для целей налогообложения применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка.
При этом, вопросы начисления арендной платы за земли города целиком и полностью находятся в ведении правительства Севастополя. И когда руководство страны ставит задачи по всесторонней поддержке бизнеса в условиях сложившейся ситуации в экономике, в том числе, заявляет о недопустимости необоснованной финансовой нагрузки на пользователей государственной земли, севастопольское правительство, напротив, использует рычаги своего влияния для удушения бизнеса региона.
В обращении деловые ассоциации перечислили пути снижения финансовой нагрузки на пользователей земельными участками:
-введения моратория на новую кадастровую стоимость до окончания проведения специальной военной операции;
— внесением корректировок в действующий порядок расчета арендной платы, согласно которым на 2023 год для целей расчета арендной платы продолжает применяться кадастровая стоимость, введенная в действие с 01.01.2022 года.
Однако в полученном ответе от чиновников правительства Севастополя содержится не только отказ в просьбе деловых ассоциаций, но еще «странные» мотивации такой позиции.
Так, абзац второй изложен в следующей редакции:
«Кадастровая оценка в соответствии с законодательством РФ и правовыми актами г. Севастополя проводилась по состоянию на 01 января 2022 года, поэтому события и экономическая ситуация 2022 года никак не может влиять на итоговые результаты кадастровой оценки, проведенной в 2022 году».
То есть, по мнению севастопольских чиновников, после начала проведения специальной военной операции в городе и стране ничего не изменилось? То есть рыночная стоимость земли так и остается на пиковом уровне, а, значит, и оплачивать ее аренду нужно по новой «сытой» кадастровой стоимости?
Далее авторы правительственного ответа на трех листах перечисляют нормы местного и федерального законодательства, о которых деловые ассоциации прекрасно осведомлены, а также действующие в городе меры социальной поддержки бизнеса.
Но вот пример. Предприниматель, занимающийся производственной деятельностью на небольшом участке с соответствующим видом разрешенного использования, после введения понижающих коэффициентов платил за аренду земли 28 тысяч рублей, после введения новой кадастровой оценки он уже вынужден отдавать 90 тысяч рублей в месяц.
Тем не менее, в завершающей части своего ответа правительство, не предлагая никаких путей выхода из ситуации, категорично заявляет:
«Поступившие предложения о существенном снижении ставок арендной платы, либо предложения об освобождении от арендных платежей на неопределенный срок не содержат экономического обоснования необходимости такого решения и последствий такого события для бюджета города Севастополя, составленного лицензированным экспертом».
Добавим лишь, что в защиту предпринимателей Севастополя дважды выступали Вице-президент РСПП, Сопредседатель Координационного совета отделений РСПП ЮФО П.В. Лебедев, Президент Союза «Севастопольская торгово- промышленная палата» Т.И. Криволуцкая, Председатель Союза «Совет предпринимателей Севастополя» С.А. Живодуев, Председатель Союза «Региональное отделение работодателей «Севастопольский союз промышленников и предпринимателей» В.И. Горбатов, Председатель Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» В.В. Шмельков, Председатель Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» А.С.Романенко, Председатель Севастопольского отделения межрегиональной общественной организации малого и среднего предпринимательства «Новая формация» Ш.Ш.Сеитмеметов.
Фото: papik.pro
Лиза Маршал