6-й ДЕНЬ ПОХОДА
ИСТОКИ – МАНГУП-КАЛЕ – СЕЛО ХАДЖИ САЛА
Первая задача 6-го дня похода заключается в том, чтобы пройти с территории бывшего села Истоки на столовую гору Мангуп. Для этого отправимся от родника Адым-Чокрак в западном направлении по одной из грунтовых дорог, идущих вблизи от границы с лесом, как это показано белой стрелкой на фото ниже:
Справа по ходу движения виден южный склон горы Мангуп, по которому нам предстоит подняться вначале к мужскому пещерному монастырю, а затем продолжить подъем и взойти на столовую гору. Туда нас должна привести косая тропа подъема, показанная на фото выше желтой линией.
Издалека эта тропа не видна, так как ее закрывают деревья, но по мере приближения к точке поворота открывается все больше фрагментов этой тропы. Наконец мы подойдем к тому месту, где нужно изменить направление движения – расстаться с дорогой, показанной на фото белой линией, и перейти на тропу, изображенную желтой линией. Сделаем этот поворот и отправимся к Благовещенскому мужскому монастырю.
Монастырь, к которому мы идем, был создан на рубеже XIV-XV веков. В 1475 году, когда турки захватили крепость Мангуп-Кале, прекратил свое существование и монастырь. Потом было несколько неудачных попыток возрождения монастыря, но его настоящее восстановление произошло только в конце прошлого века. Сейчас монастырь имеет вполне современный вид (см. фото справа):
Осмотрев монастырь, можно сразу подняться на плато по короткой тропе, или посетить рядом еще один объект – Мангупскую пещеру. Для этого следует пройти несколько десятков метров по горизонтальной тропе и подняться к входу в пещеру, который хорошо виден с тропы. При наличии фонаря можно осмотреть пещеру, после чего вернуться к монастырю и подняться на плато.
Прежде чем начать знакомство с древностями пещерного города-крепости Мангуп-Кале, разберемся с конфигурацией самой столовой горы Мангуп, используя приведенную ниже схему:
На схеме видны четыре мыса Мангупа: Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), Элли-Бурун (Мыс ветров), Чуфут-Чеарган-Бурун (Мыс зовущего иудея) и Чамну-Бурун (Сосновый мыс), а также три расположенных между мысами оврага: Капу-Дере (Овраг у Ворот), Гамам-Дере (Банный овраг) и Табана-Дере (Кожевенный овраг).
Из всех названий мысов наиболее необычное «Мыс зовущего иудея». В старину по утрам на этот мыс выходили богатые караимы – кожевенные мастера – и громко кричали вниз, сколько рабочих им потребуется в этот день. На зов откликались живущие внизу бедняки и шли подрабатывать. Отсюда и название мыса.
Кроме мысов и оврагов, на приведенной выше схеме синими каплями показаны родники (1 – мужской и 2 – женский), а красным кружком – высшая точка Мангупа (583 м. над уровнем моря или 250 м. над уровнем примыкающей к Мангупу долины). В высшей точке горы установлена тренога триангуляционного знака. Также на схеме коричневыми линиями показаны два рубежа обороны: один, пересекающий плато и примыкающий к мысу Елли-Бурун, и второй в виде стены, превращающей мыс Тешкли-Бурун в цитадель, защищенную с торца оборонительной стеной, а с боков – отвесными скалами (см. фото ниже):
Создание цитадели на мысе Тешкли-Бурун археологи относят к V-VI векам. Затем активно заселялось все плато Мангупа. Одновременно с этим строились защитные стены, оборудовались боевые пещеры с амбразурами, откуда обороняющиеся сбрасывали камни на головы врагов, и т.д. Оборонительные стены с башнями и полубашнями и боевые пещеры опоясывали плато со всех сторон, но наибольшее их количество было на мысе Тешкли-Бурун.
Основными средствами защиты Цитадели были две, частично сохранившихся до наших дней, крепостные стены длиной 53 и 30 метров, идущие от одного обрыва ко второму и примыкающие в центре к расположенной там трехэтажной башне (см. фото ниже). Со знакомства с цитаделью мы и начнем свой путь, показанный на приведенной ранее схеме желтыми стрелками.
Площадь Цитадели всего 1,2 гектара, но на ней находилось много различных построек, самыми значимыми из которых были Храм и вырубленный в скале 24-метровый осадный колодец. Вдоль обрывов мыса находятся разные пещеры, а на самой оконечности расположен вырубленный в скале трехъярусный пещерный комплекс Барабан-Коба.
От третьего яруса комплекса сохранился лишь фундамент квадратной дозорной башни, а второй ярус цел. Он включает прямоугольное помещение с большими амбразурами, через которые прекрасно видны все окрестности.
В частности, на фото справа показан вид через такую амбразуру на село Ходжа-Сала, название которого переводится с тюркского как Село Ходжи (человека, совершившего хадж в Мекку). Мы более детально познакомимся с этим селом, когда спустимся в долину.
Помещение второго яруса соединено вырубленными в скале лестницами с верхним и нижним ярусами. Лестница, ведущая на нижний ярус, показана на фото ниже:
Главными экспонатами нижнего яруса являются центральный зал с Поющей колонной и 5 небольших келий (или камер), соединенных дверными проемами с этим залом (см. фото ниже).
Колонна, названная «поющей», стоит в центре зала. Свое название она получила за то, что при ударе по ней кулаком раздается гулкий звук. В названии Барабан-Коба это отобразилось как «Барабан» (а «Коба» означает «пещера»).
Назначение помещений нижнего яруса однозначно не определено, но большинство археологов сходятся во мнении, что во времена Мангупского княжества там был монастырь, а в годы турецкой оккупации это была тюрьма.
На этом завершим знакомство с Цитаделью и отправимся в долину к упоминавшемуся выше селу Ходжа-Сала. На приведенной ранее схеме Мангупа желтой линией показано, что спускаться мы будем по тропе, проложенной вдоль оврага Гамам-Дере мимо Женского родника (или Девичьего источника), показанного на схеме под номером 2.
Спускаться в долину и подниматься на плато можно также по оврагам Табана-Дере и Капу-Дере. Везде проложены удобные тропы. При этом по дороге, идущей вдоль оврага Капу-Дере, можно пройти не только пешком, но и проехать на машине. А те, кто интересуется древними некрополями, могут пройти по оврагу Табана-Дере через старое караимское кладбище. Мы же, в соответствии с планом, пойдем по оврагу Гамам-Дере.
Из цитадели в овраг Гамам-Дере и к Девичьему источнику есть короткий путь, но, выбрав его, можно заблудиться. Поэтому я предлагаю сделать небольшой крюк, но гарантированно выйти к цели. Для этого нужно:
- от Цитадели идти по основной тропе в сторону хорошо видной треноги триангуляционного знака;
- когда тропа раздвоится (одна пойдет к триангуляционному знаку, а другая правее) нужно идти правее;
- около церкви св. Константина дорога снова раздвоится – прямо пойдет дорога к оврагу Табана-Дере, а правее – в нужный нам овраг Гамам-Дере. Эта дорога на спуске будет все больше заворачивать вправо и, в конце концов, приведет нас к спускающимся круто каменным ступеням. Это начало тропы, по которой мы за пару минут дойдем до Девичьего источника.
От Девичьего источника в село Ходжа-Сала ведет единственная тропа без развилок и ответвлений. Вначале тропа проходит через пролом в оборонительной стене, затем поворачивает налево и круто спускается вдоль этой стены к угловой башне (см. фото слева), где поворачивает направо и опять круто спускается вдоль установленных там перил. Когда крутые участки закончатся, красивая лесная дорога плавно поведет нас в село.
В небольшом крымско-татарском селе Ходжа-Сала можно не только любоваться природой, но и дегустировать блюда национальной кухни, выбрав для этого чайхану на свой вкус. А выбирать здесь есть из чего, — в тени деревьев разместились многочисленные беседки и дастарханы (см. фото ниже):
Отдав должное местной кухне, отправимся устраиваться на ночлег, условия для которого здесь великолепные. Во-первых, можно расположиться на одной из лужаек на берегу рукотворного озера, названного почему-то «Девичьим». Большим достоинством этого места является то, что рядом на берегу есть прекрасный родник (во времена Советского Союза там был туристический приют).
Ну, а любители комфорта могут снять у местных жителей комнату или две, сходить в сауну и даже прокатиться перед сном по окрестностям на ослике. Вот в таких великолепных условиях мы закончим свой 6-й трудовой день.
КМС по горному туризму — В.Пучков