АО «Севастопольстройпроект», специально созданное правительством города почти три года назад для качественной реализации масштабных социальных проектов, в очередной раз продемонстрировало свою «импотенцию». На сей раз «завалено» возведение общеобразовательной школы в районе пятого километра Балаклавского шоссе. Об этом 6 декабря 2022 года без обиняков заявил исполняющий обязанности директора департамента капстроительства Игорь Ахмедов.
«Подрядчик, который у нас выполняет работы, не справляется с порученными ему обязательствами. Мы его стимулируем, общаемся с ним. Будем в ближайшее время рассматривать вопрос то ли замены подрядчика, то ли он должен взять на себя обязательства и до 1 сентября эту школу сдать, к следующему году», — сообщил Ахмедов.
Строительство школы в названном выше районе должно было завершиться в апреле 2022 года. Однако (и это не удивительно для профессионалов и, возможно, неожиданно для сотрудников АО «Севастопольстройпроект») работы пришлось прервать на шесть месяцев из-за повторного прохождения изысканий и госэкспертизы, подорожания строительных материалов, отсутствия технологического присоединения. Другими словами, работы были остановлены из-за огромного количества недоделок и «недоглядок» на ранних этапах строительства.
Казалось бы, у правительства Севастополя в лице и.о. директора департамента капстроя Ахмедова имеются все основания привлечь АО «Севастопольстройпроект» к ответственности «по полной». Однако, есть нюансы. Во-первых, названное выше АО – кровь от крови, плоть от плоти – любимое детище городских чиновников, которые (напомним еще раз) видели в «Севастопольстройпроекте» такую себе «палочку-выручалочку», взмахнув которой строительные объекты будут возводиться с космической скоростью и высочайшим качеством. Однако «палочка-выручалочка», как нам думается, так и не сработала – фактов тому уже великое множество, о чем — ниже. Но для «родителей» «палочки» она же — своя, родная! И пусть выглядит «палочка» сегодня как инородное тело в городской строительной отрасли, выбросить ее жалко. Да и, предполагаем, не для этого «палочку» «выводили в люди», чтобы вот так с ней поступить.
Во-вторых, (что тоже очень важно), АО «Севастопольстройпроект», будучи, между прочим, довольно-таки раздутой количеством кадров организацией, само ничего… не строит. АО ищет и находит субподрядчиков, «поручает» им строительство, беря маржу (3-18%) и тем самым удорожая объекты, и, таким образом, живет и здравствует, примеряя на себя роль той самой «палочки- выручалочки», а по факту является «инородным телом» или, если хотите, «прокладкой».
Касательно строительства школы на пятом километре Балаклавского шоссе, то «завалило» его иногороднее малое предприятие ООО «СтавропольГрандСтрой», выбранное АО «Севастопольстройпроект» на субподряд. И здесь опорным является слово «выбранное», потому что выбрать, наверное, можно было более подготовленных специалистов. Но что-то, причем, в очередной раз в деятельности АО «Севастопольстройпроект» не срослось.
Как не срослось с «отмазываниями» и «заклинаниями» тогдашнего директора департамента капстроительства Иллариона Гапицонова, уверявшего в августе 2022 года, что школа в районе пятого километра Балаклавского шоссе будет построена в срок: «Все работы синхронизированы. И на данном учреждении в районе пятого километра работы планируется завершить тоже к декабрю 2022 года».
К слову, именно Гапицонов был одним из инициаторов создания АО «Севастопольстройпроект», а потому не удивительно его желание приукрасить действительность, которое, в том числе, как нам думается, аукнулось ему перемещением с должности, причем, в другой регион.
Сотрудникам АО «Севастопольстройпроект» пока, видимо, такая перспектива не грозит, но количество «заваленных» и «затормозившихся» проектов, за которые с азартом брались работники АО, уже составило критическую массу.
Это детский сад на улице Героев Бреста. Строительство подорожало на 50 млн рублей. Объект должен быть сдан еще в декабре 2021 года.
Это пешеходная сеть в Ленинском районе. Она не отремонтирована к сроку. «Севастопольстройпроект» оштрафован на пять млн рублей.
Это заваленные стройки медицинского заведения на ул. Репина, новой школы в микрорайоне Радиогорка, индустриального парка и второй очереди реконструкции Парка Победы, квартир для детей-сирот. Перечень можно продолжать.
Пытливый читатель спросит: зачем строительной отрасли Севастополя «инородное тело», которое только все портит? Отвечу – незачем. Потому что есть примеры успешных строительных проектов без участия этой «прокладки». И вот один из них.
На том же Балаклавском шоссе рядом со школой-«долгостроем» возводится в срок и без финансовых удорожаний детский сад на 200 мест. Возводится местным застройщиком, без «прокладок». Капстрой доволен.
«Будем заходить в оформление документов, чтобы получить разрешение на ввод. С органами стройнадзора подрядчик уже предварительно отработал по документации. Будет извещаться завтра-послезавтра об окончании работ. И хотим к Новому году, я ставлю такую задачу подрядной организации, отдать в пользование деткам, департаменту образования и науки Севастополя», — пояснил Ахмедов.
Четко. Точно. Быстро. А вот с АО «Севастопольстройпроект» все мутно, медленно, непонятно и дорого.
Судите сами. По данным документов госзакупок, АО «Севастопольстройпроект» два последних госконтракта на сумму более одного млрд рублей получило без конкурса. Причем, контракты, заключенные в рамках закона №44-ФЗ, предусматривают немедленное получение 50% аванса.
Проходит неделя и уже АО «Севастопольстройпроект» проводит свой тендер в упрощенных рамках закона №223-ФЗ и заключает контракт с единственным подрядчиком на строительство школы в районе пятого километра Балаклавского шоссе. Сумма контракта совпадает с первоначальной — 782,9 млн рублей.
Выбранный подрядчик — ООО «СтавропольГрандСтрой». Офис компании находится в Ставрополе. Уставной фонд— 10 тысяч рублей. Фирма на рынке 8 лет, по штату — 5 сотрудников, выручка за весь 2019 год — 32 млн рублей, прибыль очень скромная — 364 тысячи рублей. И вот такая мелкая структура сразу получает «жирный» контракт на 782 млн рублей. Потянет ли? Уже не потянула, о чем написано выше.
Читателю следует обратить внимание на еще одну важную деталь. Согласно протоколу заседания комиссии АО «Севастопольстройпроект», размер генподрядных услуг составит 3% от суммы контракта, т.е. почти 23,5 млн рублей получит севастопольское АО, ничего не сделав, кроме бумажной работы по переброске контракта ставропольчанам! Такой вот официальный «откат» вырисовывается.
Более того. ООО «СтавропольГрандСтрой» заключило ряд госконтрактов в Ставрополе и по всей России, показывая невероятную «жажду» к труду пяти человек в офисе. Вот только — незадача! Компания получила 17 судебных исков на 21 млн рублей. Ясно же, что она или не справляется, или плохо справляется (и то и другое видно в Севастополе). Однако именно такую, мягко говоря, неоднозначную фирму выбирает руководство АО «Севастопольстройпроект» на субподряд.
Складывается впечатление (оно может быть и обманчивым), что севастопольское АО и ставропольское ООО похожи стилем деятельности: заметно желание руководителей прокачать через свои структуры как можно больше денег с неудовлетворительным конечным результатом.
Немного конкретики в этой связи. Именно через «Севастопольстройпроект» в 2020-2021 годах «прокачано» около 4 миллиардов рублей 50-ти госконтрактов. Из них два были расторгнуты по соглашению сторон, в срок не сданы 25 объектов. При этом авансирование к финансированию предприятия составило более 75%, а выполнение к финансированию работ — 29,62%. Эти цифры – лучший показатель некачественной деятельности предприятия, мнящего себя «палочкой-выручалочкой», но на деле являющимся «инородным телом», тормозящим и дискредитирующим строительную отрасль Севастополя.
Родион Удальцов
Фото: Строительная газета