Экономический блок правительства Севастополя «душит» содержащих экономику предпринимателей

На фоне рекордного падения рынка недвижимости и разорения туристического бизнеса Севастополя из-за срыва курортного сезона чиновники правительства Севастополя продолжают политику повышения арендных ставок. А на просьбу пяти деловых ассоциаций города в адрес правительства не вводить с 1 января 2023 года подъем арендных платежей на основе новой кадастровой оценки была получена уничижительная отписка от имени вице-губернатора Марии Литовко, передает Объектив.

В настоящее время проходит оценку регулирующего воздействия проект постановления правительства Севастополя о внесении изменений в действующий порядок расчета арендной платы за земельные участки городской формы собственности. Соответствующее извещение опубликовано на сайте правительства Севастополя .

И, по мнению всех деловых ассоциаций города, этот проект не содержит нормативов по реальной поддержке бизнеса, о которой их представители и общественные организации просят уже давно.

Так, в апреле 2022 года правительство Севастополя на основании многократных обращений представителей бизнес-сообщества действительно понизило ставки арендной платы за земли отдельных категорий, при этом подошло к процессу весьма избирательно. И, как показало время, очевидные выгоды от этого снижения получил сравнительно небольшой процент землепользователей. Для подавляющего большинства предпринимателей ставки понижены так и не были.

Например, понизив ставку арендной платы за размещение торговых центров с 5 % до 3 %, правительство, по сути, пошло навстречу только владельцам крупных ТЦ. Ставка же аренды для «обычных» объектов торговли, таких, как подавляющее большинство магазинов в городе —  площадью до 5 тысяч квадратных метров — как была 3 %, так и осталась. Также, снизив ставку для гостиниц, чиновники правительства без видимых причин обошли стороной группу рекреационных видов деятельности (код 5.2.1. «туристическое обслуживание», код 9.2.1. «санаторная деятельность», код 4.8. «развлечения», код 9.2. «курортная деятельность»). Хотя именно на этих землях ведет деятельность большая часть предпринимателей в курортно-досуговой сфере, и эта сфера оказалась наиболее пострадавшей после 24 февраля 2022 года из-за нарушения транспортной логистики с Крымом и значительным снижением туристического потока.

Как пример, к чему ведет такая «забывчивость» и «избирательность», перевод на трехдневную работу сотрудников одного из крупных санаторных парк – отелей города. И это – накануне Нового года, времени, когда в Севастополь стремились провести новогодние каникулы жители всей материковой России.

Но это не единственный «подарок» под елочку, заложенный чиновниками экономического блока правительства, несущим вклад в экономику города предпринимателям.

Вместо планомерной работы по снижению давления на предпринимателей, бизнес получает очередной подъем платежей с 1 января 2023 года за счет планируемого правительством Севастополя повышения кадастровой стоимости.

Дело в том, что 21 июня 2021 года департаментом по имущественным и земельным отношениям города было принято решение о проведении новой кадастровой оценки для введения ее в действие с 1 января 2023 года. Для расчета был взят, согласно законодательству, по умолчанию уровень цен 1 января 2022 года. Но 1 января 2022 года и 1 января 2023-го – это, как говорится, две большие разницы!

По состоянию на 1 января 2022 года рынок земли в Севастополе находился на пике – цены на земельные участки достигли рекордных величин. Но после 24 февраля 2022 года в Севастополе рынок недвижимости попросту рухнул. Первичный рынок недвижимости «упал» на 70-80%, на вторичном рынке, как и на рынке земли, падение составило от 20 до 30%. Кроме того, как было сказано выше, туристы в этом году не слишком стремились и стремятся везти свои деньги в рекреационно — туристический кластер Севастополя.

Все эти доводы были направлены бизнес-сообществом города в адрес правительства. 

«При рассмотрении ситуации следует учитывать, что массовая кадастровая оценка, в силу закона, рассчитывается по состоянию на 01 января года, предшествующего году введения ее в действие. Таким образом с 01 января 2022 года рост кадастровой стоимости на земельные участки в городе составил 10 — 30% по оценке 2021 года.

По состоянию на 01 января 2022 года рынок земли в Севастополе находился на пике — цены на земельные участки достигли рекордных величин, в связи с чем проводить оценку на их основе в условиях явного снижения экономических показателей, спроса и предложения на недвижимость, в середине 2022 года стало явно необоснованно.

Однако, согласно новой кадастровой оценке в 2022, подорожание участков составило в среднем 15-30% (предыдущее повышение приблизительно на такой же уровень состоялось менее года назад — с 01 января 2022 года).

Следует обратить внимание, что рост кадастровой стоимости и всех платежей по аренде за землю вырастет соответственно с 01 января 2023 года на 30 — 60%.

При том, что падение всей отрасли туризма, общепита, экскурсионного бизнеса и других смежных отраслей за 2022 год составило более 70%, а по прогнозам 2023 года падение увеличится в разы, что соответственно приведет к сокращению тысячи рабочих мест, увеличению уровня безработицы в городе и уничтожению туристического потенциала региона.

Очевидно, что в условиях усугубляющегося экономического кризиса в целях поддержания бизнеса нужно снижать финансовую нагрузку на него всеми разумными способами. При этом на данный момент бизнес получает очередной подъем платежей на более чем осязаемые величины за счёт планируемого Правительством Севастополя повышения кадастровой стоимости земли.

Обращаемся к Вам с просьбой установить пострадавшие отрасли и освободить предприятия от уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности города Севастополя, до 01 января 2024 года либо до окончания проведения специальной военной операции», — сказано в обращении.

Под письмом подписались Вице-президент РСПП, Сопредседатель Координационного совета отделений РСПП ЮФО П.В. Лебедев, Президент Союза «Севастопольская торгово- промышленная палата» Т.И. Криволуцкая, Председатель Союза «Совет предпринимателей Севастополя» С.А. Живодуев, Председатель Союза «Региональное отделение работодателей «Севастопольский союз промышленников и предпринимателей» В.И. Горбатов, Председатель Севастопольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» В.В. Шмельков.

Ждать ответа руководителей крупных деловых ассоциаций города в правительстве Севастополя заставили ровно месяц. Не больше, как положено по закону, но и не меньше. Все в рамках приличия. И ответ этот за подписью вице-губернатора Марии Литовко прозвучал как издевка: на трех листах содержался перечень сводов местных и федеральных законов, на основании которых правительство принимает решение о повышении арендных платежей согласно новой кадастровой оценке. То есть в экономическом блоке правительства предполагают, что известные представители деловых кругов города не знают законов? Знают, и на их же основании подсказывают чиновникам, как можно не загубить местный бизнес. Такие возможности были и есть.

Во-первых, можно от имени руководства города обратиться в федеральные органы, описать ситуацию, попросить отложить ввод новой кадастровой стоимости хотя бы на год (чтобы при разработке нового отчета принимался реальный уровень цен уже кризисного периода). Тем более, федеральный законодатель уже начал движение в этом направлении. Например, еще в марте 2022 года были приняты поправки в Налоговый кодекс, которыми уже предусмотрено, что, если в 2022 году будет посчитана новая кадастровая стоимость, превышающая ее размер в предыдущем периоде, то она не должна применяться для целей налогообложения в 2023 году. То есть правительство своим постановлением могло ввести в городе мораторий на введение новой кадастровой оценки с 1 января 2023 года и продолжать проводить расчеты по ранее действующей оценке.

Во-вторых, кадастровая оценка – только база для исчисления платежей за землю. Вторым элементом расчета платежа является ставка земельного налога или ставка арендной платы. Очевидно, у властей города есть все возможности для их корректировки.

В-третьих, необходимо привести в соответствие с действительностью размеры арендной платы для таких видов деятельности как «рынки», «магазины», «отдых, рекреация» (за исключением кода 5.3 «охота и рыбалка»), «курортная деятельность» и «санаторная деятельность».

Ну и главное. Правительству можно было дать поручение оценщикам взвешенно отнестись к определению уровня кадастровой стоимости, и не устанавливать ее по максимальным значениям предложений о продаже с общедоступных рекламных сайтов.

Все эти меры нужно вводить незамедлительно. Ожидать притока инвестиций с материка уже не приходится. Крупные инвесторы по ту сторону Крымского моста уже бросают в городе свои проекты и покидают его вместе с ожидаемыми ранее вливаниями в экономику Севастополя, рабочими местами и инфраструктурным развитием. Так что своих теперь нужно только холить и лелеять, нужно помочь местным предприятиям удержаться на плаву в это нелегкое время, а не додавливать их повышающими коэффициентами до мертвой точки.

Ирина Каратаева

Фото: Мария Литовко/ Вконтакте