Черноморское побережье находится под ударом мазутного загрязнения после крушения танкеров

Режим чрезвычайной ситуации муниципального характера из-за выброса нефтепродуктов на берег ввели в пяти населенных пунктах Краснодарского края, а также в станице Благовещенской Анапы, сообщает региональный оперштаб. Согласно данным МЧС России, мазутом загрязнено порядка 30 км прибрежной линии.

«За сутки 11 межведомственными группами обследовано более 29 км береговой линии; выявлены участки с нефтепродуктами от поселка Веселовка до пляжа санатория «Сибур-Юг» в районе устья реки Можепсин под Анапой; на Бугазской косе установили ограничивающие боны», — указано в сообщении оперштаба утром в среду.

По информации оперштаба, порядка тысячи спасателей и волонтеров очищают черноморское побережье.

Фото на главной: Оперативный штаб — Краснодарский край / Telegram

Группы специалистов дежурят круглосуточно. Применяется космический мониторинг. Работы осложняют сильный ветер и осадки.

Во вторник 17 декабря еще 400 волонтеров направили на уборку береговой линии в Темрюкском районе: сообщалось, что собирать мазут будут сотрудники администрации, муниципальных учреждений, предприятий муниципалитета, молодежь и казаки.

Пляжи Анапы накануне сегодня убирали около 600 волонтеров.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что работа по ликвидации выброшенных на берег нефтепродуктов является сложной и тяжелой.

«Усложняет ситуацию погода, шторм на море не прекращается, поэтому трудно прогнозировать, сколько времени понадобится для полной зачистки берега. Все, кто задействован сейчас, остаются на местах столько, сколько будет нужно. Со своей стороны мы обеспечим все необходимые условия для эффективной работы. Спасибо каждому, кто вышел на расчистку нашего побережья по зову сердца. Волонтеры прибывают из соседних районов. Это еще раз демонстрирует, какие отзывчивые и щедрые душою люди живут в нашем крае!», — написал он в своем канале в Telegram.

Фото: Администрация Краснодарского края / Telegram

Местные жители выкладывают в сеть снимки с пострадавшими птицами.

«Порядка десяти тысяч птиц, в том числе краснокнижных, могут вымереть из-за выброса мазута в Краснодарском крае. Под угрозой целые популяции поморников, буревестников, чаек, бакланов, лебедей и так далее. Дела птиц плохи из-за низких температур. Мазут застывает в пухе, птахи прилипают к земле и замерзают. Плюс у них обостряется восприимчивость к веществу, перестаёт работать тепло- и водоизоляция. В опасности не только местные, но и зимующие на югах чомги, большие бакланы, хохотуньи, озёрные чайки и морские голубки», — пишет Mash.

Видео: Mash | Мэш / ВКонтакте

Как сообщает Коммерсантъ, Росприроднадзор сообщил, что специалисты работают в трех точках в районе Анапы: они проводят анализ проб и оценивают ситуацию. Региональный МЧС развернул оперативный штаб, сейчас на месте задействованы около 300 сотрудников экстренных служб и 50 единиц техники. И при необходимости силы могут быть увеличены, сообщал губернатор Вениамин Кондратьев.

Местные жители опасаются, что ситуация еще ухудшится, поделился с изданием житель Анапы Александр Величко: «Я нахожусь в районе пляжа Джемете. Нефтяное пятно наблюдаю визуально, оно движется в сторону центрального пляжа Анапы, то есть скоро окажется в самой бухте. Ширина полосы где-то метров 200-300. Есть пострадавшие птицы, я нескольких вытащил из мазута. При этом рыбы не видно, она сразу ушла. Местные жители помогают, что-то делают тут, пытаются реагировать. Около 40 км пляжа попало в нефтяное пятно. Запах стоит ужасный. Ветер дует с моря, и дышать невозможно. Пятно пришло рано утром, ночью были большие волны до четырех метров».

Как уточняет МЧС России, из-за шторма в воде ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов невозможно. Кроме того, есть опасения, что часть из них сейчас осядет на дно и выйдет на поверхность снова, когда потеплеет. Тогда весной не исключена вторая волна загрязнения, говорит доцент кафедры промышленной и экологической безопасности объектов судовой энергетики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат географических наук Геннадий Граховский: «Ставят боновые заграждения, специальные суда сжимают это пятно и выкачивают вместе с водой. Но в шторм, если волна сильная, не получается оградить зону поражения, так что приходится ждать. При этом когда мазут оказывается на берегу, загрязняется почва, гибнет растительность. Но сейчас все-таки зима, низкие температуры, и впитывание небольшое. Можно как-то потом собрать, что называется, лопатами это все в мешки».

По словам специалиста, кроме того, со временем мазут может образовывать соединения, которые имеют большую плотность, и все это станет оседать на дно.

«У него вязкость с понижением температуры увеличивается. С нагреванием он опять становится более эластичным, и плотность повышается, он может всплывать. Но это уже все-таки не пленка, в любом случае это какие-то комковатые структуры, которые будут с поверхности прибиваться к берегу», — пояснил Граховский.

Ответственность за ЧП будут нести и члены экипажа, и владелец танкеров, и капитан порта, выпустивший их в море, пояснил адвокат по экологическому праву, управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. В комментарии «Ъ FM» он дал предварительную оценку ущерба: «У нас здесь с вами несколько компонентов: это море как объект охраны окружающей среды, и здесь действует методика по расчетам. Мы смотрим массу попавших в воду нефтепродуктов, и вот, по предварительным оценкам, исходя из данных, которые озвучивают СМИ, на текущий момент ущерб уже составляет от 3 млрд руб. и выше. Следующий состав — это наличие плавучего средства, вышедшего из строя во время его эксплуатации на водном объекте. Расценивается отдельно как причинение вреда окружающей среде, рассчитывается он по тоннажу. По нашим оценкам, речь идет о сумме примерно в 0,5 млрд руб. за каждое судно. Следующая ответственность — за гибель водных биологических ресурсов и нарушение мест их обитания. Здесь тоже суммы могут быть сопоставимы с оценкой разлитой нефти. Кроме этого, идут расходы на ликвидацию последствий ЧС. Срок исковой давности по такого рода ущербам — 20 лет».

Ранее глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что загрязнений у берегов Крыма после крушения танкеров в Керченском проливе не выявлено.

Танкеры, потерпевшие крушение, перевозили более 9 тыс. тонн мазута. В результате крушения танкеров в море вылился мазут, который, как первоначально сообщалось, дрейфовал в Керченском проливе к побережью на участке от мыса Панагия до косы Тузла. Росрыболовство заявило о мониторинге и анализе ситуации в Керченском проливе после крушения двух танкеров.

Ранее сообщалось, что 15 декабря в результате сильного шторма танкер «Волгонефть 212» получил повреждения и сел на мель, танкер «Волгонефть 239» после полученных повреждений лег в дрейф. С первого танкера спасателям удалось поднять 13 членов экипажа, один человек погиб. Его семье будет оказана необходимая помощь, отмечали в Кабмине РФ. На судне «Волгонефть 239» находилось 14 членов экипажа.

В Кабмине рассказали подробности крушения. Так, у танкера «Волгонефть 212» с грузом мазута произошел разлом корпуса в 08:57 в воскресенье, когда он находился у мыса Такиль в южной части Керченского пролива. ЧП случилось в штормовых условиях при скорости ветра до 24 м/с и волнах высотой порядка трех метров. Около 13:00 корма судна ушла под воду.

Танкер «Волгонефть 239» с грузом мазута потерпел крушение в том же районе в 10:20. Под воздействием волн корма судна сдрейфовала к берегу в район мыса Панагия и села на грунт в 80 м от береговой черты. В середине дня 16 декабря операция по спасению экипажа с танкера «Волгонефть 239» завершилась, сообщили в МЧС России. Все 14 человек были благополучно эвакуированы на берег. Как только позволит погода, начнется водолазное обследование судов силами «Морспасслужбы» Росморречфлота Минтранса России.

Известно о состоянии пострадавших при крушении танкеров в Керченском проливе.

По факту крушения танкеров в Керченском проливе СК по Крыму и Севастополю возбудил уголовные дела.

17 декабря еще один танкер в Черном море подал сигнал бедствия. Позднее появилась информация, что речь идет о танкере «Волгонефть-109» — в сопровождении Морской спасательной службы «Меркурий» он переведен в безопасное место якорной стоянки в район Кучугуры (Темрюкский район Краснодарского края).

Фото на главной: Оперативный штаб — Краснодарский край / Telegram

Теги по теме

Судно Lady Fortune с 13-ю людьми на борту сообщило о бедствии в Керченском проливе

В Крыму опровергли вражеский фейк об отравленной рыбе в Керченском проливе

В сети появилось видео массового столкновения кораблей в Керченском проливе в шторм

Аксенов опроверг информацию о строительстве тоннеля под Керченским проливом