«За ее жизнь я боролся до последнего»: Шапиро рассказал, что произошло со студенткой в день трагедии

Осенью 2020 года весь Крым потрясла трагедия, случившаяся в Севастополе. О гибели в море студентки тогда, казалось, говорил весь город. Молодая девушка и 40 летний мужчина вышли на морскую прогулку. На берег вернулся только судоводитель… Спустя полгода «КП-Крым» узнали, что на самом деле произошло на яхте в тот вечер.

Море было спокойным…

Он бизнесмен из Москвы, она студентка из Челябинска. Они познакомились той же осенью. Встречи, прогулки по городу. Романтика. Они даже не подозревали, какое испытание им уготовила жизнь…

Дела фирмы требовали от Петра ненадолго слетать в столицу. 29 сентября, за несколько дней до его отъезда, Петр и Лилия отправились на морскую прогулку. До этого момента, они несколько раз в компании общих знакомых выходили на этом катере в море. У причала базы «Дельфин», где был пришвартован свой прогулочный катер бизнесмена «Quicksilver» пару встретил дежурный.

-Когда планируете вернуться на причал? — спросил он свой привычный вопрос.

— Думаю через час, но к 18:00 часам точно будем, — ответил Петр, дежурный поставил запись в журнале «выхода и возвращения плавсредств» отметку что судно с таким то бортовым номером, количество 2 человека, ФИО каждого, возращение в 18:00.

-Поздно вечером обещали сильный дождь, по телевизору передали. — сказал дежурный напоследок.

В 16:20 «Quicksilver» с двумя людьми на борту покинул причал. Море было достаточно спокойным, иначе бы дежурный, по всем требованиям не имел права выпускать судно. Задача дежурного причала знать актуальную погодную обстановку и прогнозируемую. Через некоторое время, с разных сторон подходили тучи, но в районе бухты Круглая светило яркое солнце располагая к отдыху на воде. Лилия захотела освежиться. Прыжок в воду оказался роковым. Петр Шапиро рассказал «Комсомолке» подробности злополучного дня.

«Попали под сильное подводное течение»

— Мы были не далеко от берега, прекрасно были видны здания на берегу, между бухтами Круглая и Абрамова, когда Лиля захотела искупаться. До установленного времени возвращения на берег оставалось около 15 минут. Я начал открывать каюту, чтобы достать питьевой воды, спас жилет и линь с кольцом, но она уже прыгнула в воду. То, что было дальше, как страшный сон. Лилю начало уносить под воду. Это было в течении нескольких мгновений.

Лилии удалось один раз выплыть на поверхность. Она глотнула воздуха, и ее вновь унесло вниз. Было видно, что на борьбу собственных сил не хватало.

Я видел, что она дезориентирована, единственный способ ее спасти, было вручную доставать ее с глубины. Одеть спас жилет на себя я не мог, т.к. он не дал бы мне нырнуть в глубь. К слову, этот катер длинной 5,3 метра и он не оборудуется большим спасательным кругом. Как только я нырнул, почувствовал, что-то странное, меня тоже стало уносить под воду, — вспоминает Петр.

— Оказавшись рядом, я вытащил Лилю. Она с трудом выплюнула воду. Я спросил у нее: «Ты себя как чувствуешь? Можешь держаться на воде?». Лиля ответила: «Нормально». В тот момент катер находился не так далеко от нас, мне казалось, что я смогу его догнать. После того как проплыл 10-15 метров, мои мышцы сковало, как потом разбирались с следствием, там проходят течения, и я плыл на встречу сильному течению. Катер отдалялся. Ветер был отвальный с берега. Как потом выяснилось, согласно сводкам, ветер был порывистый от от 7 до 15 метров в секунду. Роковую роль сыграл тент-бимини и открытая дверь каюты, в которую также задувал ветер, получился парус. Судно уверенно уносило в открытое море. Нагнать катер я уже не смог. Я вернулся к Лиле, — говорит Петр.

Ситуация, в которой оказалась пара была похожа на страшную киношную драму. На руке у Петра были водонепроницаемые часы. В районе 17:50 пара направилась вплавь к берегу.

Гонка от смерти

Петр и Лилия плыли вместе рядом, даже шутили. Почти все время плыли на спине и не спеша, чтобы не терять силы. Зная, что в уж 18:00 дежурный причала обратит внимание, что судно не вернулось, пара рассчитывала, что их начнут искать. На катере не была установлена система АИС и согласно правилам, судоводитель не имел права ходить по акватории после заката солнца и дежурный причала это знал. Солнце было не видно в акватории бухты Круглая, уже около 18:20. По словам мужчины, первое время все было относительно нормально, но затем небо стало затягивать тучами, пошел очень сильный дождь, с разных сторон стреляли молнии. Согласно официальной сводке фактической погоды ФГБУ Крымское УГСМ, волнение моря, т.е. максимальная высота волны, в второй половине дня 29 сентября составляло от 2 до 3 балов, температура воды 24 градусов тепла.

— Когда стало темно, мы поплыли на красный маяк ТЭЦ, которая находилась на суше и была примерно напротив бухты Абрамова. Берег хорошо видели. Через где-то 1,5-2 часа плавания Лиля сказала: «Мне очень страшно и холодно, Почему нас никто не спасает….». У нее началась настоящая паника. Я ее успокаивал, отвечал, что ищут, что нужно продержаться еще немного, — говорит Петр и делает паузу. Даже через телефон понимаешь, человеку тяжело говорить. — Понимаете, я был уверен, что нас ищут. К сожалению, ни одно судно не проходило в ближайшей акватории. Возможно, не совсем в том месте, но ищут. Мы искали прожектора катеров, но никого не было, только молнии в тучах…. Она сильно паниковала, это чувствовалось в ее голосе. Я ее успокаивал и помогал плыть под руку..

Когда большая часть пути была преодолена – девушка потеряла сознание.

— Я посмотрел на Лилю, а она не плывет. Просто держится на воде. Голова опущена вниз. Я приподнял ее над водой, начал тормошить, просил, чтобы она очнулась и задышала. Приподнимая ее над водой, умолял ее очнуться. Не помню сколько раз мы уходили под воду, очень много. Каждый раз я вытаскивал ее наверх. Она никак не реагировала, — вновь пауза. — В итоге я ее отпустил.

…Пережить такое без последствий под силу далеко не каждому. В тот момент Петр не понимал куда он плывет. Что делать? Как это могло произойти? Где наконец-то спасатели?

— Это был шок. Я не понимал, что произошло. Ужас. Как такое могло произойти. Несколько минут я находился на этом месте. Спустя какое-то время я увидел зеленый свет на берегу бухты Камышовая. Это был маяк. Поплыл в сторону на него. В 21:40 подплыл к берегу. Еле-еле вышел. Добрался до дежурного поста и говорю: «Вызовите скорую и полицию. Девушка утонула…. «

Приехали полицейские, взяли показания, сотрудники скорой помощи отвезли на различные освидетельствования в больницу, взяли анализы. На следующий день приехали другие оперативники и сотрудники следственного комитета и с словами «Это черное море, здесь часто тонут люди, будем ждать 2-3 дня, тело должно выбросить на берег, сделаем обследование, допросим всех свидетелей, найдем и изучим катер (возможные следы борьбы, трекинг эхолота) и решим, что будем делать с тобой дальше….».

Информация о пропаже Лилии появилась во всех соцсетях только 4 октября. Спустя день, Главный следственный комитет на транспорте России по Республике Крым возбудил уголовное дело по факту исчезновения девушки. Статья серьезная 105 — «Убийство». Петра Шапиро задержали, как главного подозреваемого. Посадили в ИВС на 5 суток, до выяснения обстоятельств.

-Я абсолютно не понимал, что происходит, ведь я ее спасал изо всех сил, — говорит Петр. — Меня задержали на 6 день после трагедии. Только на 6 день транспортная полиция вывезла в море, чтобы показал примерное место. Было обследовано абсолютно все. Катер нашелся через 2 дня в районе Кача. Детально изучили все, начиная от катера, моей машины, квартиры, всех вещей, меня. Искали следы борьбы. Сделали все возможные и не возможные экспертизы. Прошлись по всем телефонным звонкам, перепискам, опросили всех возможных свидетелей и даже совсем дальних моих и ее знакомых. Каким же психом или маньяком надо быть, чтобы оставить запись в журнале выхода и возвращения плавсредств у дежурного, а потом совершить убийство. Это же бред, — продолжает Петр.

После нескольких психофизиологических экспертиз (полиграф), собранного огромного количества показаний, было доказано, что в отношении Бирулиной не было предпринято никаких насильственных действий, статью «Убийство» убрали и переквалифицировали в 263 ч.2 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».

— Когда сняли статью убийство, стали предъявлять, что я проигнорировал штормовое предупреждение, но его по факту не было! Как мне сказали знающие люди, если человека посадили в ИВС или СИЗО, его уже не могут просто выпустить и извиниться, мы мол разобрались, все теперь понятно. Как потом я увидел фотографию в материалах уголовного дела, в журнале метеорологического центра от 27 сентября, согласно прогнозу на 29 сентября, ручкой было написано «Штормовое предупреждение, а потом, 28 сентября запись зачеркнута и внизу подписано «Отмена штормового предупреждения». Все это есть в материалах уголовного дела. Что касается ГУ МЧС по г.Севастополю, то даже до сих пор можно найти информацию на 29 сентября 2021 года: «Опасных метеорологических явлений не прогнозируется», также от ведомства приходила sms с текстом: «В ночь с 29 на 30 сентября прогнозируется сильный дождь. Будьте осторожны. Телефон 112». И да это предупреждение о сильном дожде, который реально был, — говорит Петр о том, как велось его дело.

— Позже, я изучил всю судебную практику и ответственно могу сказать, что в России еще никогда не возбуждалось уголовного дела с моей историей – это прецедент. В нашей стране не существует правила или приказа или постановления, как должен действовать судоводитель, когда он один на борту и за бортом утопающий. Есть общие рекомендации есть, а правил нет, — отмечает мужчина.

Тут нужно пояснить, что есть «Глава 8, Порядок действия экипажа при тревоге Человек за бортом» они касаются действий экипажа, где капитан отдает приказы, если был дан сигнал тревоги: «человек за бортом». Так один человек кидает спасательный круг, второй следит за местоположением утопающего, третий может прыгнуть в воду, если утопающий уходит под воду, четвертый разворачивает судно, пятый сообщает береговой службе о происшествии и так далее.

А что делать судоводителю, когда нет экипажа?

— Все говорят, знакомые капитаны с большим опытом, даже инспектора ГИМС г.Москвы, что любой нормальный мужик, если он не трус и умеет хоть как-то плавать, кинулся бы спасать женщину, жену, ребенка, да кто-бы ни оказался за бортом. Я тоже прыгнул спасать Лилю. В тех обстоятельствах, именно в этой ситуации, это был единственный способ ее спасения. Что касается спас жилета, есть приказ ГУ МЧС от от 6 июля 2020 г. № 487, что на суднах более 4 метров, совершеннолетние пассажиры могут не одевать спас жилеты. Остается еще другой вопрос. Почему нас не искали, когда мы не вернулись ни через час, ни в установленное время. Если на протяжении стольких часов я не поднимал трубку телефона, почему дежурный катер причала «Годзилла» вышел на поиски только около 19:40, а руководитель причала уведомил МЧС только в 21:40, только тогда, когда мой мобильный телефон выключился и был не доступен. Все это согласно материалам уголовного дела. Ведь именно в бухте Круглая была база спасателей МЧС на воде и до места трагедии идти на катере не более 5-7 минут, — рассуждает Петр.

Как бы то ни было, а Шапиро поместили под домашний арест и около 6 месяцев он оставался в Севастополе. Позже, тело Лилии Бирулиной искали, но не нашли. Следственный Комитет по г.Севастополь сделали короткий официальный комментарий этому по уголовному делу:

-Судоводитель проигнорировал Штормовое предупреждение, вышел в море в штормовой обстановке, разрешил купаться пассажирке без спасательного жилета, она утонула в штормовой обстановке.

В конце марта Гагаринский районный суд прекратил уголовное дело в отношении московского бизнесмена. Оно было закрыто в связи с примирением сторон, транспортная прокурора не возражала.

— Это было, по сути, не значительное административное нарушение, из которого сделали полноценное уголовное дело. Повторюсь, что ни при каких обстоятельствах, я не причинил бы ей вреда. Я очень переживаю об этом несчастном случае. За ее жизнь я боролся до последнего, — пояснил Петр.

P.S.

— У нас к этому человеку больше нет претензий, — рассказала «Комсомолке» мама девушки Гульнара Бирулина. Женщина отметила, что Шапиро компенсировал расходы семьи. По всей видимости, речь идет о том, что Гульнара приезжала в Севастополь из Челябинской области. О том, будут ли проходить заочные похороны, мама девушки ничего не сказала.