Любимый подрядчик дирекции по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя, краснодарское ООО «Веста», перегруженное заказами и на этом фоне уже отметившееся рядом «проколов» при их выполнении, готовится приступить к новой задаче – ремонту подземного перехода на остановке «Матрос Кошка» на улице Героев Севастополя. Краснодарцы опубликовали проект ремонта подземного перехода, впечатляющий своим размахом. Однако за наполеоновскими планами кроются и подводные камни.
Любимый подрядчик дорожной дирекции
Но обо всем по порядку. Давайте вспомним, что представляет собой ООО «Веста». Компания из Краснодара с минимальным уставным фондом, но с миллиардными оборотами, активно лоббируется севастопольской Дирекцией по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, которая передает ей заказы «с барского плеча» и без конкурса (общая сумма контрактов превышает 4 млрд). Лоббируется настолько, что ей был отдан контракт стоимостью 1,6 млрд рублей на выполнение строительно-монтажных работ на будущем культурном кластере. «Форпост Севастополь» ранее выразил сомнения, осилит ли предприятие, заваленное контрактами, работы такого масштаба.
Мы беспокоились не зря: уже на старте рабочего процесса «вследствие проведения несанкционированных земляных работ» (так их охарактеризовали в «Севастопольэнерго») на объекте «Веста» «вырубила» кабельную линию — из-за того, что не согласовала работы с предприятием.
Затем подрядчик отметился новым скандалом – на улице Горпищенко. Отремонтированная компанией улица после дождей буквально ушла под воду, что вызвало возмущение местных жителей и большой резонанс в социальных сетях.
Многострадальная «подземка»
Новый объект, который достался «Весте», — подземный переход рядом с памятником Матросу Кошке. Здесь всё не так просто, как может показаться на первый взгляд: объект имеет ряд особенностей.
Напомним, решение о его ремонте было принято в ходе выездного заседания правительства города в марте прошлого года: тогда было решено, что подземный пешеходный переход на остановке «Памятник Матросу Кошке» отремонтируют в 2022 году.
Решение назревало давно: переход, годом постройки которого значится 1986 год, с тех пор, больше сорока лет, ни разу не был реконструирован. Севастопольцы давно призывали власти отремонтировать «подземку»: она не оборудована пандусами для маломобильных групп населения и мам с колясками, а преодоление перехода в темное время суток превращается в настоящий опасный квест. В 2019 году уставшие от ожидания жители самостоятельно смастерили пандус из досок, но это не стало решением проблемы.
Согласно государственной историко-культурной экспертизе, подземный пешеходный переход выполнен из сборных железобетонных элементов и представляет собой конструкцию с двумя лестничными сходами с каждой стороны, выходящими на противоположные стороны улицы Героев Севастополя. Лестницы, стенки вдоль них и пол тоннельной части отделаны гранитными плитами. Пандусы и средства обеспечения доступа маломобильных групп населения отсутствуют.
«Внутренняя и наружная отделка строительных конструкций подземного перехода находится в изношенном, частично разрушенном состоянии», — отмечается в акте экспертизы.
Узнав о намерениях правительства, тогда, в 2021 году, рядом с переходом тут же «нарисовался» представитель «группы «Ч», брат олигарха Чалого, депутат Заксобрания города по округу №7 Михаил Чалый. Парламентарий, годами игнорировавший эту проблему своего округа, тут же «примазался» к похвальным планам исполнительной власти. Депутат выступил со своей идеей реконструкции «подземки», предложив вместо ремонта, облагораживания и обустройства пандусов для людей с ограниченными физическими возможностями сделать переход пологим, как на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
«На Невском проспекте у Гостиного двора есть подземные пешеходные переходы, у которых пологие выходы идут вдоль улицы, и вообще нет никаких ступеней. Здесь это технически возможно. Разумеется, последнее слово должно быть за архитекторами», — предлагал Чалый.
Однако осуществление такой идеи натолкнулось на препятствия уже на этапе обсуждения, так как пологий переход «а-ля Питер» требовал выхода за рамки отведенного под него земельного участка за счет тротуаров и сдвига входов в «подземку». Более того, со стороны памятника героям-подводникам для создания необходимого уклона его пришлось бы делать только в сторону самого мемориала, причем вход в переход тогда оказался бы как раз на уровне рубки подлодки, что абсолютно недопустимо в рамках границ объекта культурного наследия.
В Петербурге дорога состоит из множества полос, соответственно, из подземного перехода есть много выходов, а площадь позволяет сделать спуск не крутым и доступным для всех групп людей. В Севастополе же всего четыре полосы, что также не дает возможности сделать удобный и комфортный пологий переход.
Лифты и лестницы: новый проект реконструкции перехода
Поэтому замыслам Михаила Чалого не суждено было сбыться – ООО «Веста» подготовило иной проект реконструкции перехода, однако не менее амбициозный.
Так, согласно данным проектной документации, на объекте планируется в числе прочего заменить существующую плиту перекрытия на новую, провести замену пола «с использованием инновационных материалов», обновить существующие системы водоснабжения, канализации и отопления, проходящие по пешеходному переходу. В «подземке» также усилят несущие элементы перекрытия.
Пологим, как мечтал депутат Чалый, переход не будет – в проекте уже запланирована «установка новых лестничных сходов» с противоскользящими элементами.
Однако разместить на указанном объекте пандусы и аппарели (пологие площадки или платформы для подъема и спуска техники) для маломобильных жителей, как в отремонтированном переходе на проспекте Генерала Острякова, не позволил крутой уклон.
Вместо пандусов запланированы два прозрачных лифта заводского изготовления – по одному с каждой стороны дороги.
Кабина лифта, отмечается в документах проекта, «доступна для пользователя в кресле-коляске и нескольких других пользователей». «Кабина лифта проходного типа, что исключает необходимость маневрирования инвалидам в кресле-коляске, однако, в случае необходимости, размер кабины позволяет совершить поворот кресла-коляски на 90 градусов. <…> Лифтовая кабина, двери и шахта прозрачные, конструкция лифта ярко освещена, а внешнее оформление выполнено заметным издалека. Шахта состоит из металлического каркаса, облицованного светопрозрачными конструкциями с заполнением ударопрочным стеклом триплекс», — указано в основных параметрах объекта проектирования.
Кроме того, в переходе предусмотрено устройство навеса из многослойного закаленного противоударного стекла над лестницами, освещение и видеонаблюдение в тоннельной части «подземки».
В общем, не переход, а новая достопримечательность улицы Героев Севастополя.
Только возникает вопрос: как будут функционировать лифты, под чьим руководством, кто будет обеспечивать их безопасность и сохранность от вандалов? Чтобы не возникла ситуация, когда в случае поломки лифта маломобильные граждане снова окажутся отрезаны от возможности пересечь улицу или станут заложниками кабины в ожидании аварийной бригады. Кроме того, такой «гламурный» переход – настоящая приманка для вандалов, поэтому его целостность и сохранность явно потребует защиты.
Кстати, годом ранее предполагалось, что в проект всё же удастся вместить проверенные временем пандусы вместо лифтов.
«Обязательно будет предусмотрен пандус для маломобильных групп населения», — заявлял глава департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Павел Иено, комментируя будущий капремонт перехода.
Контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт подземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 Н-439 ул. героев Севастополя, остановка «Матрос Кошка»» был заключен между Дирекцией по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и краснодарской «Вестой» в июле 2021 года. Цена контракта составила 7 391 583,76 рублей. При чем он «просрочен» уже на десять месяцев (сроком исполнения работ было указано 20 декабря 2021 года), что еще раз доказывает: перегруженная заказами фирма не успевает выполнять задачи вовремя. В связи с нарушением сроков к ООО были применены штрафные санкции в размере полумиллиона рублей. Штраф «Веста» так и не оплатила.
Бюджет ремонта, судя по «космическим» проектным планам, будет соответствующим и может потребовать последующего увеличения. Исходя из грандиозных планов, предполагаем, что он превысит стоимость всех строительно-монтажных работ по упомянутому переходу на Генерала Острякова, которая составила 13 млн рублей.
А тем временем ситуация, при которой подвед дептранса работает с одним ООО, отдавая ему контракты с баснословными суммами, выглядит все более подозрительной и вызывает сомнения в честности выбора и добросовестности подрядчика. Не пришло ли время правительству или компетентным органам присмотреться к этому тандему?
Может быть, при проведении дорожной дирекцией конкурса нашлись бы другие подрядчики, более свободные и менее дорогие, но с подходящей квалификацией? Они могли бы быть полезнее городу, чем «своя компания», которая берет заказы пачками, от чего страдает качество и сроки работ. Может, сейчас самое время вмешаться депутату Михаилу Чалому и показать неподдельный интерес к проблемам жителей своего округа? Или слабо?
Теги по теме
«Мощный» подрядчик на культурном кластере начал с несанкционированных работ
«Не по Сеньке шапка»: осилит ли краснодарское ООО работы на культурном кластере Севастополя?
Депутаты группы «Ч» «примазываются» к правительственным проектам?
Улица Галины Петровой в Севастополе отремонтирована на 95%
Кира Райли
Фото: Законодательное собрание Севастополя