Микропредприятия, новички в бизнесе или аутсайдеры: каких подрядчиков выбирают власти Севастополя

В Севастополе продолжают активно проводить госзакупки по упрощенной процедуре – это стало возможным с мая 2020 года. Законопроект, предусматривающий поправки в конституционный закон №6-ФКЗ, позволил выбирать единого поставщика быстро и без бюрократических препонов – можно сказать, «одним росчерком пера»: распоряжением губернатора после утверждения экспертной комиссией. Такая инициатива руководителей Севастополя и Крыма была поддержана на высшем уровне с целью ускорить реализацию инфраструктурных объектов в регионах. По сути, это возможность без конкурса выбрать самых надежных и проверенных, чтобы без проволочек выполнить самые различные задачи – от сноса до строительства, от дорог до объектов культурного наследия.

Но так ли это в Севастополе? Не попадают ли в число подрядчиков сомнительные структуры? Ведь упрощенная процедура в руках «нечистоплотных» чиновников может использоваться как лазейка для коррупции и продвижения «своих» фирм. Давайте проанализируем вместе: «Форпост – Севастополь» ознакомился с последними контрактами, заключенными представителями правительства региона.

Некоторые из них вызывают, мягко говоря, сомнения в прозрачности и надежности выбранных поставщиков. Например, ООО «Регион» из Хабаровска получило два контракта больше чем на 60 млн — на тротуары в Солнечном и Андреевке и на реставрацию Таврической лестницы.

Так, цена контракта на выполнение строительно-монтажных работ по ремонту и благоустройству пешеходной сети Нахимовского района Севастополя в поселке Андреевка (от ул. Центральная до пересечения с ул. Огородная (по ул. 17 Ноября), а также на ул. Садовой) и в поселке Солнечный (ул. Андреевская до пересечения с ул. Ароматная) составляет 23 680 680 рублей.

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

И второй подряд: выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия (ОКН) — Таврической лестницы, заказчиком по которому выступило государственное бюджетное учреждение Севастополя «Парки и скверы». Цена контракта — 38 986 520 рублей.

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

Напомним, ранее Таврическая лестница была частично отреставрирована и существенно пострадала от махинаций подрядчика, использовавшего не крымбальский камень, как того требовали работы на данном объекте ОКН, а стилизованный под него ракушечник. Некачественная реставрация, проводимая ООО «Южный берег», привела к тому, что часть старинных ступеней, а также перила оказались разрушены. Надеемся, что хабаровчане из «Региона», имеющие лицензию Минкульта на выполнение работ на объекте культурного наследия, не повторят критических ошибок предыдущего подрядчика и не изуродуют историческую архитектуру (или – не нанесут ущерб исторической архитектуре).

Что известно об ООО «Регион»? Согласно информации из открытых источников, это малое предприятие с численностью 16 человек. Также есть данные, что ООО уличили во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) недостоверных сведений.

Фото: скриншот с сайта fedresurs.ru

А такая пометка, по данным Федеральной налоговой службы, чревата последствиями вплоть до исключения юридического лица из ЕГРЮЛ – на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Заказчика, управление по эксплуатации объектов городского хозяйства, не смущает, что исполнители работ – с другого конца света и, скорее всего, переадресуют выполнение задач по субподряду лицам, чью квалификацию нельзя было проверить во время осуществления закупки. Как бы в итоге с продолжением реставрации Таврической лестницы не вышло, как с кинотеатром «Победа», который поштукатурили, а остальное в буквальном смысле «дорисовали» – вот и вся реконструкция.

Напомним, ранее архитектор, инженер-реставратор Анатолий Пряшников установил, что роль каменной кладки у кинотеатра «Победа» играет штукатурка с нарисованными на ней швами. При чём всё это великолепие разрушалось, стоит потрогать его пальцами.

Позднее в ходе заседания постоянного комитета Законодательного собрания Севастополя по градостроительству и земельным вопросам выяснилось, что исполнители работ подменяли дорогостоящие материалы дешевыми, а также разбавляли фирменные составы. В доказательство Пряшников предоставил членам комитета официальное экспертное заключение об исследовании фрагментов покрытия, обвалившегося в апреле 2021 года с подпорной стены кинотеатра «Победа». 

Смотрим следующий контракт: ООО «Оникс» из Севастополя получило больше 9 млн на благоустройство улиц. Контрактом, заказчиком которого выступает подвед дептранса — Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, предусмотрено выполнение работ по благоустройству переулка Терракотовый – улицы Григория Малышева.

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

Что известно об этом исполнителе? Это микропредприятие с численностью один человек, созданное в мае прошлого года. ИНН генеральному директору было присвоено в Кировской области, до этого бизнесом он не занимался, и указанный контракт является первым для него, и сразу – на  9 146 031,12 рубль. В чем же мощь и привлекательность для властей данного предприятия? Вероятно, в определенных связях с заказчиком работ. Не будет ли так, что по факту ООО наймет по субподряду рандомную рабочую силу, а прибыль поделит с чиновниками? Город же по итогу рискует получить «потемкинскую деревню» вместо качественно проведенных работ по благоустройству.

Еще один контракт также заключил подвед дептранса  Севастополя, но уже с ООО «Севастопольский дорпроект»: почти в 5 млн оценено выполнение проектно-изыскательских работ (ПИР) по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги 67 Н-328 Подъезд к СТ «Алькадар»».

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

При чем проектировать будут почти восемь месяцев: датой начала исполнения контракта указан конец апреля 2022 года, окончания – середина января 23-го. А как же темпы реализации федеральной целевой программы, которые призваны были ускорить «упрощенные» торги? Здесь, похоже, наблюдается стандартное бюрократическое затягивание.

Наблюдаем аналогичную ситуацию: предприятие создано год назад в Севастополе, его выручка за 2021 год составляет 315 тысяч рублей, а чистая прибыль – минус две тысячи. Директор и совладелец Сергей Кузнецов – из Саратовской области, второй учредитель Инга Пикулева – из Красноярского края, известной кузницы  кадров для севастопольского правительства. Оба совладельца – новички в бизнесе. Сотрудником ООО числится один человек. Не всё ли указывает на то, что это предприятие – фирма-«прокладка»,  которая по факту существуют лишь на бумаге, а на деле не ведет реальной и значимой деятельности?

Еще три контракта на 56 млн получил ООО «Унитех сервис+», тоже из Красноярска. Так, по заказу ГБУ «Горсвет» он будет проводить капремонт объектов наружного освещения на 5-м километре Балаклавского шоссе и в севастопольском селе Вишневое (2 этап).

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

Также предприятию доверят выполнение работ по капитальному ремонту объекта наружного освещения в селе Оборонном.

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

И еще один крупный «куш» «Унитеха» — капремонт объекта наружного освещения по адресу: г. Севастополь, 7-й км Балаклавского шоссе, с ценой контракта в 27 млн.

Фото: скриншот с сайта zakupki.gov.ru

Что мы знаем об ООО? Согласно открытым данным, состоящая из четырех сотрудников фирма работает давно (она была зарегистрирована в 2009 году), но уже «на ладан дышит»: графики неутешительно демонстрируют спад, чистая прибыль за 2021 год составила всего тысячу рублей. Госконтракты (на 56 млн, напомним!) ООО получило впервые за свое существование.

Фото: скриншот с сайта checko.ru

Вот такие «мощные» компании заходят в Севастополь. Неужели в городе нет местных фирм данного профиля? Есть, конечно, но зачем привлекать их, если контракт можно заключить со старыми знакомыми из Сибири, которые «состряпают» работу, наняв дешевый субподряд, а вырученную сверх этого сумму поделят с заказчиком?

Можем сделать вывод, что система проведения госзакупок по упрощенной процедуре в Севастополе явно «дала течь». Разве не налицо рост рисков коррупции, использование фирм-«прокладок», которые помогают «замести следы» при разделе прибыли и «очистить» деньги? В результате работу выполняет дешевый и неквалифицированный субподрядчик, а «сэкономленные» деньги уходят в карманы чиновников и фирм-«фильтров» для отмывания бюджетных средств.

Минусы «упрощенных» торгов в Севастополе требуют особого надзора, так как процедура выбора превратилась в удобное привлечение «своих» подрядчиков без допуска к участию проверенных компаний, имеющих реальный ресурс для выполнения работ на благо города.

Кира Райли

 Фото: www.pexels.com