«Наглецам закон не писан»: в Севастополе на месте общественной зоны строят торговый центр?

В районе бухты Омега (Круглая) на земельном участке площадью 800 квадратных метров активно ведется строительство. Сами строители заявляют, что возводят торговый центр, что подтверждается и рядом документов. Однако законно ли такое строительство? Тем более что Севгосстройнадзор уже направил застройщику предостережение о недопустимости нарушения требований, но и после этого работы не остановились. Кроме того, согласно действующим градостроительным документам никакого торгового комплекса на данной территории быть не должно – это зона общего пользования. Так что же происходит и кому закон не писан — давайте разбираться.

Согласно открытой информации, участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования (ВРИ) – для размещения объектов торговли. Кадастровая стоимость была определена в январе прошлого года и составляет 8 933 643,2 рублей. Использование участка имеет ограничения: в 2019 году он якобы передан в аренду.

Вероятнее всего, арендатором земли является Владимир Витальевич Паньшин – именно он заказал историко-культурную экспертизу участка, опубликованную 16 ноября.  Паньшин является местным предпринимателем, «в темных делах» не замечен. Согласно открытым данным, он руководит двумя организациями. Это ООО «СВАМАС», которое занимается арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом, и региональная общественная организация «Федерация кикбоксинга Севастополя» — в ней арендатор участка занимает пост президента.

Акт экспертизы подтверждает, что в бухте запланировано строительство торгового центра.

«Цель экспертизы — обеспечение сохранности объекта культурного наследия федерального значения — достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» при производстве земляных строительных работ в границах земельного участка для строительства и обслуживания торгового комплекса по адресу: Российская Федерация, город Севастополь, бухта Омега (кадастровый номер 91:02:001002:5981)»,  — указано в материалах документа.

Фото: скриншот / uookn.sev.gov.ru

Так, земельный участок расположен в границах достопримечательности «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» и попадает сразу в две регламентные зоны: Р-1-2 и Р-4-2. Экспертиза установила, что «проведение земляных строительных работ и строительство капитальных зданий и сооружений в северо-западной части земельного участка <…> с режимом использования Р-1-2 для участка П-7 не предусмотрено», но на остальной части территории «планируется строительство здания торгового комплекса предельной высотой 9,200 м, что соответствует требованиям к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам для участка Р-4-2 для участка Г-21».

Такая высота будущего ТЦ примерно соответствует трем этажам, что отвечает нормам приказа минкультуры № 1864 об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах «Древнего города Херсонес Таврический и крепостей Чембало и Каламита».

Фото: скриншот / uookn.sev.gov.ru

Отметим, что действующие градостроительные документы предусматривают на месте арендованного Паньшиным участка зону общего пользования, а никак не торговый комплекс. Это следует из постановления правительства Севастополя от 04.03.2019 № 141-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории в районе бухты Омега – проспект Античный» в Гагаринском муниципальном округе», принятом еще при губернаторе Дмитрии Овсянникове.

«Основной целью проекта планировки является выделение территории общего пользования для организации сквера, набережной и элементов улично-дорожной сети», — отмечается в документе.

Так, согласно проекту, в районе Омеги планировалось построить сквер на 1,7 га, набережную с прогулочной эспланадой (открытой площадью перед зданиями) и гостиницы. Площадь участка планировки составляет 25,2 га, из них 11,9 га отводятся под территории общего пользования (в том числе и интересующий нас участок в восемь соток). Его разделят на три зоны — зона пляжа, зона набережной с объектами сезонного обслуживания, зона объектов гостиничного комплекса. 25% площади займут гостиницы. Под объекты историко-культурного наследия отводилось 1,7 га.

В августе 2019-го года новый врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев посетил пляж Омега и поручил изменить проект планировки и межевания этой территории.

«В связи с большим количеством заброшенных объектов, замусоренной территорией, которая никак не используется, более разумно на этом месте разместить благоустроенные общественные пространства, столь необходимые в микрорайоне Античный. На мой взгляд, больше никакой антропогенной и строительной нагрузки в бухте Омега уже быть не должно. А все проработанные решения касательно вида общественных пространств в бухте будут вынесены на общественные обсуждения», — сообщал глава города.

Как отмечала действующий тогда председатель Заксобрания Севастополя Екатерина Алтабаева, благоустроенные парковые зоны помогут не только обеспечить отдых, но и сохранить редкие краснокнижные растения.

«Парки дадут возможность сохранить уникальную краснокнижную флору, которая там находится — фисташку туполистую, можжевельники. Очень хочется сберечь эти растения. И такая возможность будет благодаря обустройству общественных пространств», — цитирует экс-спикера парламента пресс-служба правительства.

Развожаев также заявлял, что земельные участки будут выкуплены у собственников за счет государства. Он поручил департаменту архитектуры и градостроительства (ДАиГ) подготовить документы для этого.

В настоящее время есть все основания полагать, что арендатор одного из участков грубо нарушает законодательство. Как же так получилось, что строительство торгового комплекса ведется, несмотря ни на что?

Предположительно, имея договор с ДИЗО, застройщик обратился в ДАиГ с вопросом о возможности выдачи ему разрешения на строительство торгового комплекса, на что получил ответ: по новому проекту планировки территории там планируется зона общего пользования и сквер. Но, возможно, арендатору намекнули, что полученный в украинский период ВРИ «Для размещения объектов торговли» мог бы способствовать положительному решению вопроса?

Далее застройщик находит каким-то образом этот документ, выданный до марта 2014-го года, и с ним собирается встать на учет в госстройнадзоре, где резонно поясняют: полученное в украинский период разрешение признают лишь при подтверждении наличия на момент 2016 года фундамента.

Напомним, согласно постановлению правительства Севастополя, разрешения на строительство, которые застройщикам выдали до 2014 года официальные органы Украины, имеют силу только в том случае, если на объектах на момент 21 ноября 2016 года был возведен фундамент. В случае отсутствия такового украинские разрешения на строительство теряют силу.

А на указанном участке никакого фундамента не было и в помине — речь идет о проходном месте, и множество севастопольцев может данный факт подтвердить.

Тем не менее это не смущает арендатора: «для солидности» он делает историко-культурную экспертизу, подтверждающую, что на указанном участке можно строить торговый комплекс.

Одновременно с этим застройщик начинает несогласованные ни с кем работы — роет котлован, надеясь, видимо, что, пока бюрократическая машина развернется, здание уже будет построено. А там – дело за малым: вероятно, последует попытка узаконить строение с использованием коррупционных схем.

Надеемся, что до этого не дойдет, и вызвавшим общественный резонанс инцидентом займутся чиновники и прокуратура, не позволив арендатору как ни в чем ни бывало продолжить строительство торгового центра на месте общественной территории. От их реакции зависит, что именно ждет севастопольцев в бухте Омега – очередной торговый комплекс или общественное пространство. Допустит ли город превращение парка в ТЦ? Продолжим наблюдать за ситуацией.

Кира Райли

Фото: скриншот с видео Crimea Life / YouTube