Почему капстрой не строит без «прокладок»?

Заксобрание Севастополя приняло закон о доступном жилье, который был представлен директором департамента капитального строительства Илларионом Гапицоновым. Заниматься стройками будет некоммерческая организация, которая, в свою очередь, будет то ли привлекать сторонних исполнителей, то ли создавать новые хозяйственные общества. И эту историю по созданию предприятия под строительство соцжилья город уже проходил, правда, в заявленном масштабе обеспечить льготников квартирами в новостройках так и не удалось. 

Правительственные чиновники Севастополя продолжают фонтанировать идеями, как обеспечить жильем льготные категории граждан, в том числе, детей – сирот. На этот раз через Заксобрание принят закон, проект которого был разработан правительством города с целью создания условий для обеспечения доступности жилья на территории Севастополя для отдельных категорий граждан. 

Как сказано в пояснительной записке, принятие закона необходимо для утверждения требований, которым должно соответствовать доступное жилье и его объекты, и для определения категорий граждан, имеющих право на приобретение подобного жилья. Кроме того, в законе прописано, что определяет порядок реализации доступного жилья созданная правительством Севастополя НКО «Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования города Севастополя» либо созданное им для этих целей хозяйственное общество.

И эта история уже кое-что напоминает. 

Напомним, в сентябре 2019 года правительством Севастополя было заявлено о создании собственной государственной строительной компании «Севастопольстройпроект», которая будет заниматься проектированием и строительством социального жилья и объектов социального назначения во избежание срыва проектов недобросовестными подрядчиками. После ряда документальных пертурбаций этот, как первоначально предполагалось, городской строительный трест, вылился в форму АО «Севастопольстройпроект» и занялся организацией в городе проектированием соцобъектов, жилья и инфраструктуры и их строительством, правда, не самостоятельно. 

Получая государственные контракты от «Единой дирекции капитального строительства», от ГКУ «Парки и скверы», от ГКУ «Управление объектами городского хозяйства», «Севастопольстройпроект» стал назначать себя Генеральным подрядчиком и передавать контракты на исполнение другим единым поставщикам услуг —  проектировщикам и застройщикам, при этом «столбя» в договорах от трех до 18 процентов от суммы госзаказа за свои «услуги».

Кто-нибудь слышал о хоть одной квартире, построенной этим АО и переданной льготникам, в том числе, детям-сиротам? Или, например, есть информация о том, что «Севастопольстройпроект» выполнил работы по госзакупке о выполнении проектно-изыскательских работ по ремонту и комплексному благоустройству придомовой территории дома по адресу: г. Севастополь, пр-т Победы, 2-Б и люди уже живут в безопасности, а не на оползне? Нет? 

Зато слышали, что через АО «Севастопольстройпроект» были «перекачаны» почти 4 миллиарда рублей и его директор исчезла в неизвестном направлении. 

Между тем, была у правительства идея и самостоятельно строить социальное жилье. Родилась она в октябре 2020 года путем внесения изменений в государственную программу Севастополя «Жилище». Инициатором изменений выступил департамент капитального строительства, уже доведший к тому времени ситуацию с закупками квартир для детей-сирот до критической. Сославшись на невозможность плодотворной работы с профессиональными строителями города, Илларион Гапицонов «протащил» новую норму в закон. Тогда же профессиональные строители города в лице Союза строителей Севастополя вышли на департамент с инициативой по проведению расширенного совещания, темой которого стала бы совместная реализация в Севастополе программ по обеспечению детей-сирот квартирами и переселению граждан из аварийных домов. Но департаменту оказалось это не нужно. 

И вот тогда уже, видимо, из воспаленных мозгов чиновников «вылетел» новый способ все-таки начать строить доступное жилье. В ноябре 2021 в закон «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Севастополя» были внесены изменения. Новым регламентом предусматривалось, что доступное жилье будет возводиться с минимальными вложениями со стороны регионального бюджета, а именно за счет привлечения средств целевого кредита, полученного в банке. Вот тут и «мелькнул» созданный правительством Фонд. 

«Для того, чтобы привлечь средства целевого кредита под строительство объекта, некоммерческой организацией «Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования города Севастополя» будет создаваться специализированный застройщик под каждый проект, который будет выступать заказчиком строительства. Специализированный застройщик, который будет создан Фондом, сможет получить в безвозмездное пользование земельный участок для строительства доступного жилья», — сообщала пресс-служба правительства. 

Из ее же сообщения следовало, что реализация пилотного проекта строительства доступного жилья в Севастополе запланирована на 2022 год.

Так что теперь есть возможность внимательно понаблюдать, как будет реализовываться новая «фантазия». Превратится ли создаваемое Фондом хозобщество в банальную «прокладку»? Или опять будут передавать субподряды любимым застройщикам с максимальным авансированием и увеличением финансирования, с тем чтобы те по три года «мурыжили» недострои — дома для детей-сирот, как это происходит на ул. Раенко- Малиновского и ул. Погорелова? А заодно у силовиков есть время проанализировать, нет ли в этой очередной «фантазии» признаков коррупции и что все-таки происходило со счетами АО «Севастопольстройпроект»? 

Петр Мамонтов

Фото: pixabay