Ремонт перехода в Севастополе почти за 300 миллионов: зачем городу такая роскошь?

В Севастополе продолжается ремонт подземного перехода на Корабельной стороне — на остановке «Памятник матросу Кошке» по улице Героев Севастополя. Судя по невиданному размаху, переход станет новой достопримечательностью рабочей «Корабелки» — его описание уже напоминает торговый центр в миниатюре и поражает гигантской суммой контракта на выполнение строительно-монтажных работ – более 291 миллиона рублей. Ремонтные работы над будущей «конфеткой» уже вызвали недовольство жителей города, так как привели к пробкам и сложностям для автомобилистов, несмотря на обещания властей, что этого удастся избежать. А когда севастопольцы ознакомились со стоимостью работ, то и вовсе ахнули: такая баснословная сумма – и на ремонт перехода? Просто стратегический объект какой-то, а не тоннель для прохода под дорогой.

Давайте подробнее рассмотрим, какие работы планируются в переходе, и кто ими занимается.

Решение о ремонте «подземки» назревало давно: построенная в 1986 году, она почти за сорок лет ни разу не была реконструирована. Севастопольцы давно призывали власти отремонтировать переход, но там, где горожане видят конструктивное решение, чиновники, видимо, усматривают возможности для себя – иначе как объяснить явные излишества в проекте «подземки»?

Заказчик работ — ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя», а подрядчиком выступает ООО «Дорстройкубань-19» (ООО «ДСК-19») — родом, как и спроектировавшее ремонт ООО «Веста», из Краснодара, и даже находится по одному с ними адресу. Более того, учредитель «ДСК-19» Руслан Гиш трудится в «Весте» замдиректора по дорожному строительству.

При чем надо отметить, что в августе текущего года Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя обратилась в Арбитражный суд Севастополя с иском к «ДСК-19» о взыскании задолженности по контракту в размере более полумиллиона рублей. Но, как видим, наличие долга у подрядчика по другому контракту никак не помешало дирекции продолжить деловые отношения с фирмой.

Тут нужно сказать несколько слов о «Весте», напрямую связанной с «ДСК-19». Напомним, для этой краснодарской компании минимальный уставной фонд и отсутствие грандиозных успехов на строительном поприще не стали помехой иметь миллиардный оборот и быть в фаворитах у упомянутой транспортной дирекции, которая передает ей заказы практически «с барского плеча» (по данным на конец прошлого года общая сумма контрактов превышает 4 млрд). Так, «Весте» передали «лакомый кусок» — контракт стоимостью 1,6 млрд рублей на выполнение строительно-монтажных работ на будущем культурном кластере. «Форпост Севастополь» ранее выразил сомнения, осилит ли предприятие, заваленное контрактами, работы такого масштаба.

Наши сомнения не были беспочвенными: уже в начале работ на объекте, часть которых, как выяснилось, не была согласована с «Севастопольэнерго», «Веста» «вырубила» кабельную линию, лишив света сотни человек и обесточив 18 трансформаторных подстанций.

Дальше был скандал, который вызвал большой резонанс в социальных сетях и даже временно породил новые мемы: отремонтированная компанией улица Горпищенко после дождей буквально ушла под воду.

Фото: Денис Чуб / Черный список СЕВАСТОПОЛЬ / Вконтакте

После этого ООО затянуло сроки проектирования рассматриваемого нами капремонта подземного перехода на остановке «Матрос Кошка» по улице Героев Севастополя. Затем краснодарцы наконец разродились проектом ремонта «подземки», впечатляющим своим размахом и «гламурностью», но не учитывающим реальные запросы горожан. Кстати, за просрочку исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, «Весте» было начислено более полумиллиона рублей штрафа.

В результате компания отметилась низким КПД, затягиванием сроков, обилием субподряда и проблемами с качеством работ под девизом «главное набрать контрактов, а там разберемся». Чтобы отвлечь внимание от неудач ООО, видимо, и был создан «клон» «ДСК-19», которому по примеру «Весты» начали «втюхивать» дорогие проекты. И это несмотря на категорию «малое предприятие» и девять штатных работников! То есть новый подрядчик явно наберет не особо квалифицированную рабочую силу в качестве субподряда – своей же нет, а сам будет только «снимать денежные сливки» с госконтракта.

Перейдем к планируемым работам (а там разве что позолоты и красных ковровых дорожек не будет – все остальное в наличии). Перечислим то, что особенно бросается в глаза и должно быть сделано «по-богатому». Так, ступени, стены и пол «подземки» намерены отделать одним из самых дорогих видов камня — натуральным термически обработанным гранитом (к примеру, только в пол «вбухают» 3 миллиона 389 тысяч, а установка плинтусов из гранитных плит обойдется в 1,2 миллиона).

«Влетит в копеечку» и перекрытие над входными группами – монтаж каркаса и остекление, в том числе многослойное стекло оценили в 18 миллионов 409 тысяч.

Запланирована установка лифтов, по одному с каждой стороны дороги – да не простых, а прозрачных, с автоматически открывающимися дверьми и кондиционерами, с тамбуром и камерой в кабине. Это стоит почти 20 миллионов.

«Лифтовая кабина, двери и шахта прозрачные, конструкция лифта ярко освещена, а внешнее оформление выполнено заметным издалека. Шахта состоит из металлического каркаса, облицованного светопрозрачными конструкциями с заполнением ударопрочным стеклом триплекс», — было указано в основных параметрах объекта проектирования.

Только вот назревает вопрос, кто будет обслуживать эти шикарные лифты? Они будут общедоступны или ими смогут пользоваться только маломобильные граждане? И кто в таком случае отследит, что на лифте поедет именно человек с ограниченными возможностями, а не компания молодежи? Без должного контроля, даже несмотря на видеонаблюдение, элитные лифты за день могут сломать или, как минимум, разукрасить местные подростки.

Кстати о видеонаблюдении – в переходе предусмотрено устройство системы охранного телевидения: так, в том числе в «подземку» планируется закупить систему видеонаблюдения китайского бренда Dahua на сумму 457 тысяч рублей. Название марки как бы намекает на общий девиз ремонта – «слишком много».

Для капитального ремонта тоннельной части перехода, который по технологичности достоин, видимо, Илона Маска, применят супергидроизоляцию, один погонный метр обработки которой стоит 257 тысяч рублей! Умножим на 76 метров – и получится 19 миллионов 720 тысяч.

Итого: подготовительные работы – больше 2 миллионов, общая конструкция подземного пешеходного перехода с отделкой – 162 миллиона рублей, общая сумма «по дорожным устройствам и обстановке дороги» – 4,6 миллиона, «непредвиденные затраты» — 3 миллиона 700 тысяч рублей и так далее. Из этих и других работ в сумме и «набегает» почти 300 миллионов.

Срок окончания работ по контракту — ноябрь 2024 года, однако подрядная организация планирует успеть к лету, до начала туристического сезона, отмечается на сайте правительства города.

Поражает, что чиновники в непростых для страны условиях тратят огромные деньги на переход, устраивая настоящий «пир во время чумы». Как будто они метят в победители Книги рекордов Гиннесса / Шнобелевской премии (между прочим, у бюрократов есть все шансы попасть в шорт-лист премии – лауреатов как раз определяют в октябре). При этом почти близнец данного перехода  – на проспекте Генерала Острякова – обошелся всего в 15 миллионов рублей. Его ремонт завершили летом 2022 года.

Фото: отремонтированный переход на Генерала Острякова / правительство Севастополя

Там чиновникам почему-то хватило новой системы ливнеотвода, пандусов для маломобильных групп населения и легко моющейся отделочной плитки – и никаких тебе наполеоновских планов. На этом объекте, напомним, откровенно пиарился депутат Законодательного собрания Севастополя Вячеслав Аксенов, отвечающий сегодня в парламенте за бюджет. Имея опыт «взаимодействия» с подземными переходами, в нашем случае он просто в рот воды набрал и не реагирует на экстраординарную ситуацию, когда ремонты двух «подземок»-близнецов отличаются в 20 (!) раз.

Да, с момента проектирования ремонта «подземки» на остановке «Памятник матросу Кошке» цены скакнули, но уж точно не до такой степени, чтобы вырасти до 291,6 миллиона. И зачем в месте общего пользования, по которому люди мельком пробегают на другую сторону дороги, такие суперсовременные методы отделки и материалы? Для качественного и функционального ремонта явно можно было снизить планку не в ущерб готовому результату, тем более в условиях проведения СВО и аккумуляции средств на общие, более насущные цели.

В данном случае наблюдаем новый пример любви представителей правительства Севастополя к краснодарскому подрядчику «Весте» и его детищу — «ДСК-19». И как тут не допустить мысли о личной заинтересованности чиновников и откате, когда речь идет о баснословной сумме контракта и явно нецелесообразных решениях в плане ремонта?

В прошлом году мы предупреждали о том, что бюджет ремонта, судя по «космическим» проектным планам, будет соответствующим и может потребовать последующего увеличения. Но что он будет настолько масштабным, когда на переход в несколько десятков метров тратят почти 300 миллионов, даже мы не могли предположить. Ведь для полного набора там остается только оклеить стены деньгами.

Ситуация, при которой аффилированная с любимой компанией правительства Севастополя (речь о «Весте») фирма получает столь «жирный контракт», а бюджет ремонта перехода сопоставим с бюджетом небольшого городка, должна наконец привлечь внимание контролирующих органов. А пока из бюджета Севастополя рекой утекают деньги на госконтракты, которые во благо города можно было бы передать в более надежные руки. И не будоражить горожан проектом «золотой» подземки.

Кира Райли

Фото: правительство Севастополя

Теги по теме

«Фигаро здесь, Фигаро там»: перегруженный заказами подрядчик «затопил» улицу Горпищенко в Севастополе

«Мощный» подрядчик на культурном кластере начал с несанкционированных работ

«Не по Сеньке шапка»: осилит ли краснодарское ООО работы на культурном кластере Севастополя?

Краснодарский подрядчик отремонтирует в Севастополе подземный переход, на котором пиарились «чаловцы»

Депутаты группы «Ч» «примазываются» к правительственным проектам?