Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя нашла подрядчика для выполнения строительно-монтажных работ на будущем культурном кластере. Речь идет о реконструкции улицы Капитанской в рамках реализации мероприятий по созданию «Парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя в 1941-1942 гг» на мысе Хрустальном с набережной и Артиллерийской бухтой в городе Севастополе». Контракт стоимостью 1,6 млрд рублей отдали краснодарскому ООО «Веста». Но хватит ли компетенции и мощности у этого предприятия, чтобы осилить участие в столь масштабном проекте и на высоком уровне справиться с поставленными задачами? Не логичнее ли было возложить такую ответственность на компанию федерального уровня?
Напомним, что по распоряжению президента Российской Федерации на мысе Хрустальный и на территории в районе Артиллерийской бухты возводится культурно-образовательный кластер. Таких кластеров в стране будет всего четыре: в Калининграде, во Владивостоке, в Кемерово и в Севастополе. В городе-герое у побережья строят театр оперы и балета, художественный музей и академию хореографии.
Реконструкция улицы Капитанской – один из важных элементов создания единого ансамбля и нового культурного пространства в рамках кластера. Именно поэтому так важно, чтобы строительно-монтажные работы выполнялись не по принципу «и так сойдет», а в соответствии с планом грандиозной застройки.
Разберем контракт подробнее. Согласно документу, работы планируют проводить больше четырех лет: до конца 2026 года. Несмотря на длительность работ, ООО «Веста» сразу получит крупный аванс в размере 80%, что составляет 1,3 млрд рублей.
Да, предприятие уже успело зарекомендовать себя – работу «Весты» можно увидеть на улицах Галины Петровой, Революции 1905 года, Шевченко, Гидрографической. Сейчас ООО трудится на улице Горпищенко. И, кстати, то, как ведется ремонт этой улицы, возмущает местных жителей. Люди недовольны разрытыми тротуарами, строительным мусором и остатками бетона под ногами. По словам горожан, об удобствах они забыли с марта этого года. А технику видели всего раз в день на 1-2 часа.
Так вот. При таком подходе к работами на той же ул. Горпищенко, где функционирует «средний» субподряд, может ли это предприятие поднять уровень культурного кластера, проекта федерального масштаба? Неужели на знаковый для города-героя и страны объект нельзя было привлечь компанию федерального уровня качества? К примеру, ВАД, построившую 250-километровую трассу «Таврида», или «Центродорстрой», который в числе прочего успешно заменил асфальтобетонное покрытие на ул. Большой Морской.
Тем более свеж пример с ООО «Крымстроймост», которое вроде бы успешно завершило проект реконструкции моста через балку на проспекте Гагарина, а затем оглушительно провалилось при ремонте улицы Суворова, являющейся, в отличие от проспекта Гагарина, объектом культурного наследия (ОКН). Капремонт улицы Суворова начался в январе 2021 года, а уже в сентябре прошлого года прокуратура выявила технологические нарушения при укладке брусчатки и не только, которые допустил подрядчик. Сейчас ООО «Крымстроймост» находится в предбанкротном состоянии.
Если «разобрать по косточкам» ООО «Веста», то можно заподозрить предприятие в связях с чиновниками дептранса, вероятно, выбравших краснодарскую фирму в роли палочки-выручалочки для себя и лазейки к большому «кушу» в виде 1,6 млрд рублей, от которого намерены «отщипнуть» кусок во время реконструкции, не так ли? Это напоминает взаимовыгодные цепочки между подведами правительствами и рядом «ручных» компаний: департамент капитального строительства города — севастопольская группа компаний «АльфаГруппИнвест», ГКУ «Единая дирекция капитального строительства» — московская компания ООО «Теплостройсервис».
Вернемся к «Весте». Что еще известно об этом ООО? По данным из открытых источников, зарегистрированную в Краснодаре фирму возглавляет Владимир Николаевич Левченко, она имеет минимальный уставной фонд, 168 сотрудников и миллиардные обороты.
Все государственные контракты «Веста» получила от севастопольской дирекции по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Все — «с барского плеча», без конкурса. Общая сумма контрактов превышает 4 млрд.
Только в августе текущего года фирма пополнила свой актив госконтрактами на 2 млрд рублей: это ремонт 13-ти муниципальных дорог в Ленинском и Гагаринском районах Севастополя, капремонт путепровода на автомобильной дороге улицы Госпитальный спуск, а также упоминаемые строительно-монтажные работы на объекте культурного кластера.
Также напомним, что «Веста» уже занимается ремонтом моста в Инкермане. Контракт на выполнение работ по реконструкции путепровода на автодороге Симферополь-Бахчисарай-Севастополь км 64+200 общество должно исполнить к декабрю 2023 года.
Причем первоначально ремонт автомобильного моста в Инкермане должен был закончиться к концу текущего года, но его перенесли в связи с тем, что дата заключения контракта и окончания строительства не соответствовали календарному графику, предусмотренному проектом.
«И в данный промежуток времени выполнить строительно-монтажные работы не представляется возможным, появилась необходимость в переносе сроков окончания строительства объекта», – поясняли в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя.
Как же «Веста» осилит масштабные работы на культурном кластере, если не уложилась в первоначальные сроки значительно менее грандиозного проекта?
При этом ООО будет заниматься не только реконструкцией Капитанской и не сможет бросить туда все свои силы, так как задействовано, помимо Инкермана, еще и в других заказах: в том числе разрабатывает проектно-изыскательские работы (ПИР) по капремонту подземного перехода на остановке «памятник Матросу Кошке» и капремонту двух путепроводов на автомобильной дороге в районе железнодорожного вокзала.
И тут «Веста» не успевает: по обоим контрактам нарушены сроки исполнения и наложены штрафные санкции на 1,3 млн рублей, которые, к слову, ООО не оплатило, хотя и получает щедрые авансы от чиновников.
Еще настораживает, что компания, помимо Севастополя, активно задействована госзаказами и по прописке — в родном Краснодарском крае, где в том числе занимается содержанием улично-дорожной сети города-миллионника Краснодара.
Как весь этот перечень работ можно выполнять одновременно? Только с помощью субподрядов, качество которых однозначно пострадает в связи с массовой загрузкой предприятия. «Веста» не сможет разорваться и обеспечить каждый участок компетентной квалифицированной рабочей силой, и фактически на работы будут наниматься низкокачественные субподрядчики, подешевле. А разница от полученных по контрактам денег пойдет в карман чиновников и ООО? В этой цепочке «чиновники – «Веста»» все будут довольны, вот только работы на объектах в городе-герое будут выполнены по принципу «и так сойдет!», с риском последующих переделок за бюджетные деньги?
Пока дирекция транспорта «впихивает» контракты и так по горло занятому ООО, которое вот-вот надорвется, не возникают ли у вас предположения, что чиновники намеренно рассчитывают использовать «Весту» как фирму-«прокладку» (по типу «Севастопольстройпроекта») для получения откатов без заботы о качестве работ? Не появляются ли подозрения в коррупционной связи чиновников дептранса с данной фирмой?
Возможно, губернатору Севастополя стоит присмотреться к директору департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Павлу Иено. Или же этим займутся компетентные органы?
Кира Райли
Фото: правительство Севастополя