Выжившие пассажиры самолета Azerbaijan Airlines (AZAL), потерпевшего крушение накануне под казахстанским Актау, рассказали, что слышали грохот взрыва перед авиакатастрофой. Об этом пишет турецкое агентство Анадолу.
В соцсети появилось видео из салона упавшего в Актау самолета Embraer 190, выполнявшего рейс J28243 из Баку в Грозный, которое снял один из пассажиров — Субхонкулу Рахимов — за несколько минут до трагедии.
На записи видно, что пассажиры самолета уже знают о неисправности борта. Над некоторыми местами уже выпали кислородные маски.
По информации Телеграм-каналов и новостных сайтов, автор видео записал его для своей супруги. На видео, мужчина молится, а бортпроводница пытается успокоить пассажиров самолета и просят их пристегнуть ремни безопасности.
По одной из версий, на борту взорвался баллон с кислородом, Embraer потерял рулевое управление и упал, когда лететь до аэропорта Актау оставалось менее 3 минут.
Накануне в СМИ появился список из девяти выживших после катастрофы граждан России, согласно которому Субхонкулу Рахимову удалось спастись.
Будучи в больнице, мужчина сообщил по видеосвязи корреспонденту одного из российских спутниковых телеканалов, что перед крушением самолета Embraer 190 рейса Баку — Грозный на борту лайнера прогремел взрыв.
«Стюардесса сделала свою работу на «пять», не знаю, выжила она или нет, но она выполнила свои обязанности на отлично. Был ли взрыв кислородного баллона, скажут специалисты, только они смогут сказать — это было. Но, взрыв был. Все слышали взрыв», — сказал мужчина.
А одному из телеканалов Рахимов рассказал, что самолет резко начал набирать высоту перед посадкой. «Резко пошел наверх. Шел на посадку, а тут резко пошел, начал высоту набирать», — говорит мужчина.
По его словам, пилоты пытались три раза посадить борт в Грозном, в регионе был сильный туман. «В третий раз что-то взорвалось. Был взрыв — я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела», — отметил выживший пассажир.
Рахимов добавил, что потянулся за спасательным жилетом, а в нем была дырка: «Жилет взял, смотрю: в жилете дырка — осколком пробило. После этого взрыва как раз между ног у меня — где-то там вот — этот осколок прилетел и попал. Он жилет насквозь пробил», — добавил он.
Пассажирка потерпевшего крушение самолета Кристина рассказала, что воздушное судно перед столкновением с землей кружило в небе около часа. Ролик, в котором женщина рассказывает о происходящем на борту непосредственно перед падением, публикуют Телеграм-каналы.
«Когда мы уже приземлились, было два удара. Я держалась за кресла. Правую часть всю снесло. Передняя часть взорвалась. Когда я пришла в себя, увидела, что мне зажало ногу», — говорит выжившая после крушения Embraer турагент Кристина из Владивостока.
По ее словам, бортпроводница предупреждала, что будет жесткая посадка, говорила, нужно будет пригнуть голову.
«Раздался звук взрыва, и сразу же после этого начали падать маски. Стало ясно, что происходит что-то необычное. Нам приказали надеть спасательные жилеты, и около часа мы кружили в воздухе, поскольку вокруг было море. Нас предупредили о возможности столкновения с землей. Когда мы приземлились, произошло два удара, и я держалась за кресло. Правая часть самолета, где было окно, полностью разрушилась, а передняя часть взорвалась. Я находилась в задней части самолета. Когда я пришла в себя после падения, то обнаружила, что мою ногу что-то придавило. Я смогла ее вытащить, но повредила. Из разговоров я поняла, что в двигатель попала птица. Не было ни пожара, ни других повреждений. Только взрыв и падение масок. Мне стало по-настоящему страшно», — поделилась выжившая.
После столкновения с землей девушка потеряла сознание, придя в себя, увидела, что у нее зажата нога — самостоятельно вытащила ее и вышла из салона. Там ее встретили медики и сразу госпитализировали.
Один из выживших в авиакатастрофе под Актау Заур Мамедов летел с похорон отца и сидел в хвосте самолета.
Российский телеканал распространил кадры беседы с мужчиной в больнице. Во время полета мужчина услышал два хлопка. Паники, по его словам, во время падения не было. После катастрофы некоторые люди оказались зажаты, им помогали другие пассажиры, в том числе Заур.
Первое голосовое сообщение Заур Мамедов послал своей девушке: «Не переживай! Наш самолет упал, разбился. Жив я. В Казахстане где-то».
Причины крушения официально пока не названы
Официального заявления о причине крушения самолета Embraer 190, в Казахстане, пока не было, но авторы Телеграм-каналов выдвигают различные версии.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил накануне, что считает преждевременным говорить о причинах крушения самолета AZAL.
«В СМИ и социальных сетях есть моменты авиакатастрофы. Поэтому каждый может это увидеть. Однако причины крушения нам не известны. Есть разные версии. Считаю, что еще рано об этом говорить. Вопрос должен быть полностью расследован»,- следует из текста первого после авиакатастрофы заявления президента.
Вице-премьер-министр Казахстана Канат Бозумбаев также заявил, что предварительную причину авиакатастрофы сейчас установить невозможно.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также заявил журналистам, что Кремль не будет «выстраивать какие-то гипотезы» причин крушения самолета до окончания следствия.
Сразу после авиакатастрофы в AZAL заявили, что, по предварительным данным, причиной крушения стало столкновение воздушного судна со стаей птиц.
На некоторых кадрах, опубликованных в Телеграм-каналах и социальных сетях, видно, что левое крыло самолета повреждено, а в салоне отвалились кислородные маски.
По данным одного из ТГ-каналов, после недавних атак БПЛА, в Чеченской Республике были размещены несколько систем ПВО, которые использовались для отражения утренней атаки.
Согласно утверждениям, применение системы ПВО совпало с крушением самолета AZAL. Выжившие пассажиры также сообщили, что перед крушением рядом с самолетом произошел взрыв. Также озвучивается версия о технической неполадке на борту судна.
Телеграм-каналы также публикуют кадры, на которых на хвосте разбившегося самолета видны странные отметины, похожие на следы от обстрела или взрыва с поражающими элементами.
Сообщается, что еще одной причиной крушения самолета мог стать взрыв кислородного баллона. Баллон располагается в передней части самолета и необходим для подачи кислорода в кабину в случае разгерметизации.
Авиационные эксперты называют вероятность взрыва такого устройства крайне низкой. По их словам, то, что произошло на борту Embraer 190, больше похоже на резкую разгерметизацию баллона с разрушением корпуса и разлетом его осколков, что могло повлиять на управление самолетом. Эти данные требуют дальнейшего анализа, включая изучение записей бортовых самописцев.
Ряд аналитиков Телеграм-каналов скептически относятся к версии о том, что самолет получил повреждения после столкновения со стаей птиц.
«Если бы повреждение было вызвано ударом птицы или обломками во время крушения, я бы ожидал гораздо больше вмятин на фюзеляже вокруг отверстий. Похоже, что каждый отдельный осколок, попавший в самолет, имел достаточно кинетической энергии, чтобы пробить обшивку, а не просто оставить вмятину», — пояснил аналитик Оливер Александр.
Один из военных экспертов также обратил внимание на большой разброс поражающих элементов на корпусе самолета, что, по его мнению, возможно при попадании в самолет ракеты системы ПВО.
Другой автор ТГ-канала пишет, что отверстия на обшивке похожи на «дырки от ПВО».
Крушение самолета AZAL
Утром, 25 декабря, самолет Embraer 190 номер J2-824 подал сигнал чрезвычайной ситуации, находясь над Каспийским морем. Информация об этом поступила в 11.00 в областной ДЧС. Позже стало известно об аварийной посадке самолета в 3 километрах от города Актау.
Как сообщает Казинформ со ссылкой на МЧС республики, в Актау на место крушения самолета сразу же прибыли 52 человека личного состава и 11 единиц техники. По прибытию было обнаружено горение воздушного судна. Всего было задействовано 150 человек личного состава, 45 единиц техники.
Отмечается, что на борту самолета находилось 62 пассажира и 5 членов экипажа. Авиакомпания Azerbaijan Airlines опубликовала список пассажиров рейса J2-8243 Баку-Грозный. В нем значились 62 человека. В свою очередь в МЧС республики сообщили, что на борту самолета находилось 67 человек, из них 5 человек экипажа.
В Министерстве транспорта Казахстана сообщили, что по предварительным данным, на борту находились 37 граждан Азербайджана, 6 Казахстана, 3 Кыргызстана, 16 Российской Федерации.
По последним данным, при крушении самолета Azerbaijan Airlines выжили 29 человек, которые находятся на лечении.
В результате катастрофы самолета Azerbaijan Airlines погибли 38 человек, сообщил накануне заместитель премьер-министра Казахстана Канат Бозумбаев, который возглавляет правительственную комиссию по расследованию трагедии.
Вице-премьер также отметил, что многие сильно обгорели и потребуется процедура опознания.
29 человек, в том числе двое детей, в больницах, из них 11 стабильно тяжелые, остальные — средней тяжести, — уточнил Бозумбаев.
Он заявил, что расследовать крушение самолета авиакомпании AZAL в Казахстане будут правоохранительные органы республики. «Астана готова сотрудничать с коллегами из других стран», — добавил Бозумбаев.
Фото: Анадолу
Теги по теме
Израильская авиакомпания отменила рейсы в Москву из-за крушения самолета под Актау
Авиалинии Азербайджана приостановили рейсы из Баку в Грозный и Махачкалу
На борту разбившегося самолета взорвался баллон
Потерпел крушение летевший из Баку в Грозный пассажирский самолет